В дачном строительстве и загородном проживании организация системы отвода сточных вод становится важной задачей. Выгребная яма из покрышек — экономичный и практичный способ сбора сточных жидкостей, позволяющий избежать затрат на дорогие системы канализации. В статье рассмотрим устройство, расчеты, материалы и этапы монтажа такой ямы, что поможет создать эффективное решение для утилизации относительно чистых стоков без фекалий и ядовитых веществ.
Устройство и принцип работы сливной ямы
Ранее выгребные ямы создавались прямо в земле без какой-либо защиты. Нечистоты просачивались в почву через стенки, что приводило к её загрязнению. В результате на участке возникал неприятный запах, который легко распространялся даже при слабом ветре.
Согласно природоохранным нормам, канализационные системы должны быть герметичными, а колодцы, где происходит фильтрация нечистот через грунт, должны быть оборудованы естественными фильтрационными слоями. Поэтому на дно выгребных ям начали укладывать крупнозернистый песок или щебень средней и крупной фракции.
Стоки попадают в специально построенный резервуар, где часть твердых частиц перерабатывается бактериями, а другая оседает на дне и стенках. Вода, проходя через днище, уходит в грунт, при этом очищаясь и практически не нанося вреда экологии.
Канализационные стоки поступают в сливную яму по трубе, которая укладывается под наклоном от дома.
Создание канализационной ямы из покрышек — это интересное и экономичное решение, которое привлекает внимание многих владельцев загородных участков. Эксперты отмечают, что использование покрышек позволяет не только снизить затраты на материалы, но и обеспечить долговечность конструкции. Главное — правильно подготовить основание и обеспечить герметичность. Специалисты рекомендуют использовать несколько покрышек, укладывая их друг на друга, чтобы увеличить объем ямы и предотвратить ее обрушение. Также важно учитывать, что покрышки должны быть чистыми и без повреждений, чтобы избежать загрязнения почвы. В завершение, эксперты подчеркивают, что такая яма требует регулярного обслуживания и контроля за состоянием, чтобы избежать неприятных последствий.

Расчет и проектирование
Существуют стандартные нормативы, которые позволяют сделать точный расчет объема ямы. Для этого учитываются следующие параметры:
- количество людей, постоянно проживающих в доме;
- количество воды, потребляемой одним человеком в сутки — эта величина стандартная, и равна она 200 литрам или 0,2 м³;
- время, за которое бактерии перерабатывают органику в канализационных стоках, эта величина тоже стандартная – 3 суток.
Пример расчета:
3х0,2х3=1,8 м³ — это и есть объем выгребной ямы для дома, в котором живет 3 человека.
Существуют стандартные нормативы удаленности гидротехнического сооружения от объектов, расположенных на дачном участке:
- от фундамента основного дома – 5 м;
- от колодца или скважины – 50 м;
- от открытых природных или искусственных водоемов – 30 м;
- от растительных насаждений – 3 м.
Внимание! Твердые частицы, собирающиеся на дне резервуара, покрывают фильтрующий слой, что усложняет прохождение осветленной воды в грунт. Поэтому выгребную яму надо периодически чистить. Лучше это делать с помощью ассенизационной машины. Поэтому необходимо отстойник сооружать недалеко от забора, возведенного у дороги.
| Этап работ | Описание | Необходимые материалы/инструменты |
|---|---|---|
| 1. Выбор места и разметка | Определите оптимальное место для ямы, учитывая расстояние до дома, источников воды и соседних участков. Разметьте контур будущей ямы. | Рулетка, колышки, веревка, строительный уровень |
| 2. Копка котлована | Выкопайте котлован необходимой глубины и диаметра. Учтите, что дно ямы должно быть ниже уровня промерзания грунта. | Лопата, кирка (при необходимости), тачка |
| 3. Подготовка основания | На дно котлована уложите слой песка (10-15 см), затем слой щебня (10-15 см). Тщательно утрамбуйте каждый слой. | Песок, щебень, трамбовка (ручная или механическая) |
| 4. Укладка покрышек | Укладывайте покрышки друг на друга, плотно прижимая их. Для лучшей герметизации можно промазывать стыки битумной мастикой или цементным раствором. | Покрышки (одинакового диаметра), битумная мастика/цементный раствор, шпатель |
| 5. Устройство дна (опционально) | Для лучшей фильтрации можно сделать дно из щебня и песка. Если требуется герметичное дно, используйте бетонную стяжку или готовую пластиковую емкость. | Щебень, песок, цемент, песок, вода, арматура (для бетонного дна) |
| 6. Засыпка и герметизация | Засыпьте пространство между покрышками и стенками котлована грунтом, тщательно утрамбовывая. Сверху яму можно накрыть бетонной плитой или люком. | Грунт, лопата, трамбовка, бетонная плита/люк |
| 7. Подключение трубы | Подведите канализационную трубу от дома к яме, обеспечив необходимый уклон для стока. | Канализационная труба, фитинги, герметик |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о создании канализационной ямы из покрышек:
-
Экологичность: Использование старых покрышек для создания канализационной ямы помогает уменьшить количество отходов, так как покрышки, как правило, не разлагаются в природе. Это позволяет не только утилизировать ненужные материалы, но и создать функциональную конструкцию.
-
Устойчивость и долговечность: Покрышки обладают высокой прочностью и устойчивостью к воздействию влаги и химических веществ, что делает их отличным материалом для создания канализационных ям. Они не подвержены коррозии и могут служить долго, если правильно установить и зафиксировать.
-
Простота монтажа: Создание канализационной ямы из покрышек не требует специальных навыков или оборудования. Процесс можно выполнить самостоятельно, что делает его доступным для многих людей. Кроме того, покрышки легко доступны и недороги, что снижает общие затраты на строительство.

Этапы сооружения выгребной ямы
Для создания канализации из автомобильных шин от КаМаза, в первую очередь, необходимо выкопать яму, диаметр которой должен быть немного больше диаметра самих шин. При этом важно учитывать объем, который потребуется для будущего сооружения. Поэтому сначала следует измерить внутренний диаметр колеса и вычислить его площадь по формуле: S=πD²/4=3,14xD²/4.
Полученное значение нужно умножить на ширину покрышки, что даст приблизительный внутренний объем колеса. Далее рассчитанный объем ямы делится на этот параметр. В результате получится количество необходимых покрышек. Глубина ямы будет равна ширине колес, умноженной на полученное количество.
Поскольку дно конструкции нужно будет засыпать фильтрующим слоем, глубину ямы следует увеличить на 30-50 см.
Следующий шаг – проведение земляных работ. Необходимо выкопать яму для покрышек и траншею для канализационной трубы. Наилучший вариант для трубы – это прямолинейный участок, который соединяет дом с ямой. Труба укладывается под углом 2-3°.
Сооружение выгребной ямы
В дне котлована садовым буром надо просверлить скважину глубиной 1-2 м. В нее вставляется пластиковая труба длиной 2-3 м, диаметром 100-200 мм, в которой просверлены отверстия диаметром 5-10 мм. Последние сверлятся равномерно по той части трубы, которая расположена выше дна котлована на полметра. Открытый верхний край трубы надо закрыть синтетический мелкой сеткой. Это дренаж для отвода осветленной воды в грунт.
- Дно котлована засыпают щебнем или песком.
- Проводят выравнивание фильтрующего слоя.
- На него укладывают две покрышки одна на другую.
- Их выравнивают между собой.
- В сопрягаемых поверхностях делают сквозные отверстия, расположенные крест-накрест.
- Через них пропускают оцинкованную проволоку (можно использовать пластиковые хомуты) и скручивают ее. Таким способом производится крепление двух автомобильных шин между собой.
- Далее сверху укладываются остальные колеса, скрепляемые между собой.
Основная задача производителя работ – добиться герметичности возводимого сооружения. Поэтому с внешней стороны стыки покрышек замазывают цементно-песчаной смесью или битумной мастикой. Это делать надо сразу в процессе укладки каждого колеса.
Как только все покрышки будут уложены, проводят засыпку пазух между стенками котлована и шинами. Для этого используют выбранный из ямы грунт. Но лучше его перемешать с песком.
Последняя укладываемая автомобильная шина должна быть выше поверхности земли.
Внешние боковины верхней покрышки обсыпают грунтом, который утрамбовывают. Это отмостка, которая будет защищать канализационный отстойник от атмосферных осадков и таящего снега. Сверху надо уложить утепленный люк. Это может быть деревянная крышка, собранная из досок. Внутреннюю ее поверхность надо обклеить пенопластом. В люке делается отверстие, куда вставляется вентиляционная труба для отвода неприятных запахов. Чем длиннее труба, тем лучше.
Обслуживание выгребных ям
Для обеспечения эффективной работы отстойника необходимо регулярно проводить его откачку. Рекомендуется хотя бы раз в месяц открывать люк и проверять, не переполнена ли яма. В случае необходимости следует выполнить откачку.
Чтобы улучшить процесс очистки канализационных стоков, полезно добавлять в выгребную яму биологические препараты — сухие бактерии. Эти бактерии активируются при контакте с водой и начинают перерабатывать органические вещества.
Если требуется, в отстойник можно вносить химические средства. Они полностью разлагают содержимое канализационной системы, обеспечивают дезинфекцию и устраняют неприятные запахи. Однако стоит помнить, что химические препараты уничтожают все бактерии. После проведения химической очистки рекомендуется добавить сухие бактерии обратно в систему.
Преимущества и недостатки
Главное преимущество выгребной ямы из шин – простота возведения и малый бюджет строительства. Срок службы – до 15 лет.
Самый большой недостаток – низкая производительность. Зимой система часто замерзает. Неприятный запах при низкой герметичности сооружения быстро распространяется по дачному участку. Степень очистки составляет до 40%, что считается недостаточным для современных канализационных систем. Поэтому существует вероятность, что нечистоты попадут в грунт.
https://youtube.com/watch?v=bN5WMY2g194
Выбор подходящих покрышек для ямы
При выборе покрышек для создания канализационной ямы важно учитывать несколько факторов, чтобы обеспечить долговечность и эффективность конструкции. Первым делом стоит обратить внимание на размер покрышек. Для ямы лучше всего подходят покрышки от легковых автомобилей или легких грузовиков, так как они обладают достаточной прочностью и устойчивостью к нагрузкам.
Следующий аспект — состояние покрышек. Они должны быть целыми, без видимых повреждений, таких как трещины или порезы. Поврежденные покрышки могут не выдержать давления грунта и со временем привести к разрушению ямы. Также стоит избегать покрышек, которые долгое время находились на солнце, так как ультрафиолетовые лучи могут ослабить резину.
Важно учитывать и тип резины. Некоторые покрышки имеют более жесткую структуру, что делает их более устойчивыми к внешним воздействиям. Например, покрышки с усиленной боковиной могут быть более предпочтительными для создания ямы, так как они лучше справляются с нагрузками и не деформируются со временем.
Кроме того, стоит обратить внимание на глубину и ширину ямы, которую вы планируете создать. Если яма будет глубокой, возможно, потребуется использовать несколько покрышек в вертикальном положении, чтобы обеспечить необходимую прочность и устойчивость. В этом случае лучше выбирать покрышки одного размера, чтобы избежать проблем с установкой и стыковкой.
Не забывайте о том, что покрышки должны быть чистыми и свободными от посторонних предметов, таких как камни или мусор. Это поможет избежать загрязнения канализации и обеспечит более эффективное функционирование ямы.
Наконец, стоит учесть экологические аспекты. Использование покрышек в качестве строительного материала может быть отличным способом утилизации, однако важно убедиться, что они не содержат вредных веществ, которые могут попасть в грунтовые воды. При выборе покрышек рекомендуется обращаться к проверенным производителям, которые гарантируют качество своей продукции.
Вопрос-ответ
Можно ли сделать канализацию из покрышек?
Хотя некоторые специалисты скептически относятся к данному виду конструкции, она, на самом деле, довольно успешно выполняет свои «обязанности»: обеспечивает качественную канализацию. Выгребную яму из покрышек реально сделать своими руками, зная все последовательности процесса и имея необходимые инструменты.
Можно ли делать клумбу из покрышек?
В России вышел закон о запрете сажать цветы в резиновых колесах. Запрет на использование автошин на приусадебном и земельном участке действует для всех без исключения граждан РФ, для физических и юридических лиц.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы тщательно выберите место для канализационной ямы. Убедитесь, что оно находится на достаточном расстоянии от источников питьевой воды и жилых построек, чтобы избежать загрязнения и неприятных запахов.
СОВЕТ №2
Используйте покрышки одинакового размера и состояния, чтобы обеспечить стабильность конструкции. Это поможет избежать деформации ямы со временем и обеспечит её долговечность.
СОВЕТ №3
Не забудьте про дренаж! Убедитесь, что внизу ямы есть дренажные отверстия или слой гравия, чтобы предотвратить накопление воды и обеспечить эффективное отведение сточных вод.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте состояние ямы и очищайте её от накопившихся отходов. Это поможет избежать засоров и продлить срок службы вашей конструкции.



