Ваш юный гений пока еще под стол ходит пешком, но размашистыми штрихами сложившегося импрессиониста уже вовсю расписывает стены? Конечно, еще рановато думать о том, чтобы мольберт купить для его замысловатых творений. Даже мольберт детский. Значительно рациональней сделать нечто «мольбертообразное» своими руками. Именно такой мольберт для рисования я и хочу предложить вам сегодня.
Этот мольберт своими руками будет иметь в качестве основы большой деревянный или фанерный лист. Ваш юный маэстро должен получить его в покрашенном виде. А краску для этого следует подбирать потемнее. В этом случае будут менее заметны штрихи от фломастеров, которые «художнику» не удастся уместить на бумажном листе. Сам же лист, как вы увидите, сможет вместит в себя многие метры рисунков.
Итак, за дело!
А не хотите ли вы сделать подарок и для своей любимой кошки? О том, как построить для нее импозантный вигвам, вы узнаете, если нажмете сюда.
Назначение и виды мольберта
Мольберт нужен для того, чтобы положить на него холст, предназначенный для рисования. Освещение, падающее на будущую картину, имеет значение для выбора цвета.
Мольберты различаются по типу и обладают разным наклоном.
Типы подставки для полотна:
- подрамник;
- напольный или настольный;
- станок;
- лира;
- этюдник или планшет;
- тренога.
Каждый вид подставки для холста имеет свое предназначение:
Наименование мольберта | Для кого и для чего подходит |
Подрамник или хлопушка |
|
Лира |
|
Мольберт-станок или студийный |
|
Тренога |
|
Этюдник |
|
Настольный | Используются детьми и подростками, то есть теми, кто только занялся познанием живописи. |
Трансформер |
|
Чертежи с размерами являются главными атрибутами в изготовлении мольберта своими руками, чтобы получить легкую и простую установку с надежной фиксацией.
Многие родители делают своим детям мольберты из картона. Но этот вариант пригодится только для 5-летнего ребенка.
Если будущему художнику больше 7 лет, и он всерьез намерен заниматься этим искусством, то покупается настоящий мольберт. Иначе у малыша может пропасть желание творить из-за того, что он не будет себя чувствовать в окружении необходимых принадлежностей, которые использует настоящий художник.
Критерии
На что ориентироваться при выборе той или иной модели, если производителей несколько? Как раз фирма-производитель не самое главное. Товар можно с уверенностью назвать хорошим, если:
- Корпус деревянного изделия не имеет никаких (даже еле заметных) дефектов.
- Этюдник имеет небольшой вес. Самые легкие модели производятся из липы, они оптимальны, если начинающий художник еще слишком мал.
- Конструкция не слишком сложная. В противном случае есть вероятность, что какой-то элемент быстро придет в негодность, ведь этюдник часто и активно используют на природе.
- В изделии предусмотрена его фиксация в открытом состоянии. Такая конструкция обеспечит сохранность рисунков при неожиданном порыве ветра.
- В комплект входит палитра, выполненная из оргстекла, такая «пластинка» очень легко очищается.
- К этюднику прилагаются ножки. Лучший вариант — металлические элементы, а именно — алюминиевые, заостренные на концах. Деревянные опоры могут верой и правдой служить в помещении, но не на пленэре, ведь этот походный мольберт и был придуман для рисования на открытом воздухе.
Так как этюдник своими руками собрать не очень сложно, то работа мастера не должна испугать. Если такой вариант не слишком впечатляет, лучше купить готовое, почти идеальное изделие, избежав при этом возможных поломок самодельной конструкции в тот момент, когда внезапно нахлынет вдохновение.
Другой отличный способ — усовершенствование когда-то купленной модели. Как можно доработать конструкцию, можно посмотреть в этом видео:
Правила выбора конструкции мольберта
Малыш не должен с детских лет получить негативное отношение к этому виду искусства из-за неправильно выбранного мольберта.
Поэтому рекомендуется обратить внимание на следующие параметры:
- высота;
- устойчивость;
- надежная фиксация;
- ровная доска.
Выбирая мольберт ребенку, обязательно учитывайте характеристики изделия (высота, устойчивость и пр.) Не следует покупать слишком маленькую подставку или, наоборот, высокую. Иначе ребенку будет неудобно за таким предметом заниматься любимым делом. Главное, чтобы маленький художник мог работать и сидя, и стоя.
Подставка для холста должна хорошо фиксироваться. Она должна быть изготовлена из экологически чистого материала, например, древесины березы. Пластиковые мольберты слишком часто ломаются и быстро приходят в негодность.
Если в семье более двух детей, то лучше сделать или приобрести двусторонний мольберт. Можно сделать поверхности, которые отличаются друг от друга по цвету и исполнению. Например, одну доску сделать для рисования мелом и темного цвета, а доску на другой стороне игры с магнитами или рисования фломастерами.
Для совершеннолетних начинающих художников подойдет тренога. Она легкая и ее удобно носить с собой на случай, если придется рисовать у друга дома.
Профессионалы выбирают мольберты уже исходя из своих потребностей и пристрастий к инструментам, которыми они пользуются во время работы. Также выбор профи зависит от финансовых возможностей, любви к одному из видов творчества, будь то натюрморт, пейзаж или портрет.
Есть еще одна категория людей, использующих мольберты. Это чертежники. Они покупают специальные студийные подставки для холстов, с фиксаторами, специальными отсеками для инструментов, углом наклона. Это крупные мольберты для листов формата А3, на котором инженер-конструктор рисует необходимый чертеж.
Преимущества покупной модели
Нельзя сказать, что этюдники пользуются огромным спросом, поэтому среди производителей какой-то кровопролитной борьбы за лидерство нет. Раскрученные бренды тоже назвать трудно. Новичкам, только ступившим на тернистый путь художника, лучше не пытаться искать и заказывать этот предмет в интернет-магазинах. В этом случае очень важны собственные впечатления, всесторонняя визуальная оценка товара — его вида, удобства, надежности.
Дилетанты вынуждены опираться на чужой опыт, поэтому ориентиром становятся отзывы более «продвинутых» коллег. Не так давно очень неплохие изделия выпускал подольский художественный комбинат, однако сейчас отмечают некоторое снижение качества продукции. Поэтому лучше обратить внимание на этюдники следующих марок:
- Brauberg;
- Mabef;
- Reewes;
- Тахо;
- Черная речка.
Настольный мольберт
При изготовлении настольного мольберта важно учитывать рост художника и размеры бумаги, которую он будет использовать.
Для того чтобы изготовить данный вид мольберта своими руками, не нужно самостоятельно рисовать чертежи. Они будут представлены ниже.
Человеку понадобятся следующие материалы:
- шуруповерт;
- брус деревянный, желательно сухой, дерево — сосна;
- рейки;
- лист фанеры;
- рояльный навес;
- ножовка по дереву;
- шурупы.
Данную подставку можно будет в будущем преобразовать в детский столик для рисования.
Мольберт своими руками (чертежи с размерами показаны на рисунке) изготавливается поэтапно:
Процедура изготовления:
- На двух брусках сделать симметричные запилы для наклона фанеры, на которую ляжет полотно.
- Сделать квадрат из четырех брусков. Два бруска, где сделаны запилы, расположить параллельно друг другу и соединить шурупами.
- Приготовить фанеру. По центру на заднюю часть листа присоединить брус шурупами, к которому с помощью болта с гайкой прикреплена опора. Ее пользователь сможет вставить в любой из сделанных в подставке запилов для того, чтобы пользователь мог дать холсту любой наклон.
- С квадратом подставкой лист фанеры скрепляют с помощью рояльного навеса.
Что нужно для работы над этюдником
Операция «Этюдник своими руками» требует определенной подготовки. Так как оптимальные материалы для этих миниатюрных предметов дерево и фанера, то мастер-художник должен иметь хотя бы минимальный опыт обращения с ними. Также потребуется обычный набор ручного столярно-плотницкого инструментария, в него входит:
- ножовка по дереву;
- электролобзик;
- шлифовальная машина, ее замена — наждачная бумага разной зернистости (80, 100);
- шуруповерт (отвертка).
Помимо инструментов надо купить либо поискать дома:
- фанеру: толстую (обрезки) и тонкую (1/2 листа);
- рояльную петлю, длина которой совпадает с длиной корпуса;
- крепления для наплечного ремня;
- клей ПВА столярный;
- ручку от старой сумки, чемодана, дипломата;
- шарниры мебельные;
- две небольшие пластинки из металла (фиксаторы);
- мебельные петли;
- замок, защелку либо два крючка для закрывания кейса;
- мебельный лак;
- саморезы (10, 21 мм).
Конструкции сильно разнятся, поэтому материала может потребоваться больше либо меньше. Все зависит лишь от выбранного, или изготовленного самостоятельно, чертежа.
Детский для рисования
Во время изготовления детского мольберта для рисования необходимо не забыть про полочку для красок и кисточек, чтобы ребенку не приходилось постоянно отвлекаться на их поиски. Инструмент и требования к дереву те же самые. Мольберт своими руками (чертежи с размерами для детей показаны на рисунке) можно изготовить, не имея опыта работы с деревом.
Детский мольберт для рисования: пошаговое изготовление
Шаги изготовления:
- Взять четыре бруска по 1 м. Спилить углы. Зашлифовать наждачкой.
- Собрать их вместе и просверлить отверстие на расстоянии 15 см от конца бруса с любой стороны. Скрепить длинным болтом на время.
- Отмерить 44 см на 4 брусках от начала до центра. Сделать запилы на всех четырех брусьях.
- Перевернуть их, на двух брусках отмерить расстояние для задней перемычки. Сделать запил на двух других брусьях по центру.
- Отмерить расстояние на опорной ноге до верхней отметки верхней перемычки 6 см, а от низа опорной ноги до нижней перемычки 13 см. Сделать запил.
- Собрать заднюю и переднюю опоры вместе и зафиксировать болтами диаметра М6. Отверстия на брусьях делать немного меньшего диаметра. Если у пользователя получаются другие размеры мольберта, то при сборе необходимо подстраиваться под размер задней опоры.
- Теперь осталось сделать полочку для красок и кисточек и прикрепить основание – лист фанеры, на которое будет ложиться холст. Взять лист 40х40 см, шурупами посадить на брусья. Из штапика сделать небольшой бордюр, чтобы кисточки не скатывались на пол.
- Взять еще один лист фанеры и прикрепить к передней опоре шурупами. Все лишнее отрезать и зашлифовать наждачной бумагой.
…и складных ножек
Так как домашнему мастеру легче всего работается с деревом, то для опор тоже выбирают этот материал. В роли ножек этюдника выступает брус (15х20 мм), изготовленный из плотной древесины. Размер и количество складывающихся деталей:
- 6 штук — 480 мм;
- 3 штуки — 410 мм;
- 3 штуки — 50 мм.
Еще для изготовления ножек-трансформеров понадобятся оси для брусков. Для них потребуются:
- болты (6 мм диаметром, длиной 55-60 мм);
- мебельные стяжки.
Для фиксации «конечностей» на корпусе необходимо приобрести 3 форточные (накладные) петли, а также 3 липучки, столько же отрезков стальной проволоки, на конце которых сделаны петли для фиксирующих гнезд.
Сначала готовят 3 «вилки» из самых длинных брусков. Берут первую пару, на уровне торца ее соединяют одной самой короткой деталью. Ее приклеивают ПВА, зажимают в струбцине (тисках). Так же поступают с 4 (2+2) оставшимися длинными элементами.
После высыхания вилок внутрь каждой склеенной пары вставляют (опять заподлицо от торца) по брусу средней длины (410 мм). Во всех 3 деталях, отступив от края 50 мм, просверливают сквозные отверстия (6,3 мм), предназначенные для оси. Затем еще три (4 мм), тоже насквозь трех брусков. Они нужны для фиксации ножек в обоих положениях. В этот раз отступ от торцов равняется 20 мм. В готовые большие отверстия вставляют ось, которую фиксируют. В маленькие — стальные отрезки проволоки с петлями на одном конце.
К корпусу ножки крепят форточными петлями, предварительно сделав запил на верхних торцах ножек. Его угол зависит от особенностей этого крепежа, поэтому перед операцией определяют угол, который обеспечит надежное положение — устойчивость опор.
Высота ножек в этом случае составит 790 мм, а «рост» всего изделия с разложенными ножками будет 860 мм. Если такие цифры мастера не устраивают, можно изменить их по своему усмотрению. По желанию можно изделие ошкурить, предварительно сняв всю фурнитуру, покрасить (обработать морилкой). Если этюдник и без того выглядит аккуратным, изделие просто покрывают лаком.
Тренога
Мольберт своими руками (чертежи с размерами показаны на рисунке) изготавливается с учетом дальнейшего использования.
Для изготовления треноги потребуется поочередно проделать следующие шаги:
- Отрезать 3 бруска по 140 см. Толщина должна соответствовать 40х40 мм. Для этого вида мольберта удлинять бруски нельзя, так как ребенок не сможет рисовать слишком большие картины. Поэтому он должен получиться компактный и аккуратный.
- Если подставка делается для совершеннолетних художников, то длину бруса можно увеличить до 2 м, насколько позволяет потолок. Следует учесть, что в таком случае тренога получится непереносная.
- Отрезать 1 м бруска для подставки. Для опоры взять брус толщиной 50х75 мм.
- Собирается тренога и крепится опора, как показано на рисунке ниже.
- Просверлить отверстие под шпонку в задней ноге по диаметру ее. Желательно брать болт М6. А в боковых ногах сверлить отверстия шире диаметра.
- Задняя нога делается откидной.
- Прикрепить шнуром заднюю ногу к опоре. Накинуть центр шнура на заднюю ногу, а по бокам опоры прикрепить к саморезам петлями.
- Основу изготавливают с учетом максимального разъезда ног.
Что необходимо, чтобы сделать мольберт своими руками
Чтобы изготовить настенный мольберт для рисования, вам потребуются:
- деревянный или фанерный шит 90×120 см толщиной 22 мм;
- рулон бумаги для рисования или бумаги крафт шириной 70 см;
- круглый стержень диаметром 14 мм и длиной 1 м;
- 2 полоски из алюминия 15×1000 мм толщиной 2 мм;
- 2 сантехнических хомута диаметром 14 мм;
- 1 сантехнический хомут диаметром 80 или 100 мм;
- 3 универсальные винтовые ножки длиной 30 мм;
- 3 чашечные шайбы 9 мм;
- 2 удлинителя для винтовых ножек, если вы намерены устанавливать бумажные рулоны большой толщины;
- 4 самореза с плоской головкой 4×30 мм;
- универсальная акриловая краска;
- кисть;
- стусло;
- дрель;
- сверло по дереву диаметром 4 мм;
- сверло по металлу 4 мм.
Хлопушка
Еще один вид мольберта – это хлопушка. По исполнению будет похож на детский для рисования. А по виду напоминает старинную школьную доску. Это легкий и переносной мольберт. При его создании необходимо учесть все размеры, чтобы пользователь мог легко его переносить из одного места в другое.
Хлопушка — мольберт: чертежи с размерами
Шаги изготовления:
- Отрезать 4 бруска по следующим размерам: 1200х50х20 мм.
- Отрезать еще 4 бруска уже с другими размерами: 560х50х20 мм.
- Отрезать 2 бруска со следующими размерами: 600х100х10 мм.
- Установить петли на опорах, проверить, чтобы углы сходились ровно.
- Сделать потаи в брусках на месте прикручивания шурупов. Просверлить в брусьях отверстия тонким сверлом, чтобы избежать раскола дерева. Посадить шурупы глубоко в дерево, чтобы шляпок не было видно.
- На переднюю опору положить лист фанеры и прикрепить шурупами.
- Снизу на дополнительную рейку, прикрепленную к ножкам хлопушки, можно присоединить полочку из листа фанеры для красок и кистей.
Мольберт своими руками (чертежи с размерами показаны на рисунке) должен изготавливаться строго по размерам. На чертеже представлен более сложный вид хлопушки.
Фото подставок своими руками
Двусторонний
Двусторонние мольберты подойдут для использования в классах по рисованию. Потребуется минимум деталей. Изготовить его легко и просто, даже ребенок сможет принять в этом участие.
Шаги создания:
- Напилить 4 бруса одинаковой высоты, 2 бруса длиной 50 см, 2 штуки по 40 см, сделать один круглый брус длиной 60 см (на нее надевается рулон бумаги) – эти вещи понадобятся для изготовления двустороннего мольберта.
- Найти центр у длинных опор, саморезами к ним прикрепить поперечины длиной в 50 см.
- Просверлить боковые брусья для круглой рейки, на которую надевается бумага.
- Вырезать лобзиком запил в дереве под шуруп. Так как боковой брус цепляется за крючок на вторую стойку. Это сделано для быстрого разбора хлопушки и удобства хранения.
- Прикрепить эти 2 бруса шурупами с одной стороны, а с другой повесить на саморез.
- Вставить рулон бумаги в отверстие на брусьях.
- Прикрепить фанерные листы с обоих сторон шурупами.
Изготовление этюдника…
Все детали вырезают лобзиком. Сначала с помощью саморезов собирают корпус кейса. Элементы для палитры и доску для этюда делают из тонкой (3-4 мм) фанеры. Каждую деталь шлифуют. Если используют наждачную бумагу: первичную обработку делают крупным, затем мелким зерном. Ориентируясь на собственные потребности, мастер вырезает и крепит необходимое количество перегородок в нижней части корпуса.
Крышку и нижнюю часть соединяют рояльной петлей, «посаженной» на саморезы. Фиксируют мебельные шарниры, чье «призвание» держать крышку в положении, удобном для рисования. Их крепят к бортикам кейса и внутренней стороне крышки.
С той стороны чемоданчика, где будет находиться замок, по центру соприкасающихся плоскостей крышки и дна этюдника, делают по не слишком длинному углублению. Там саморезами крепят короткие металлические пластины, которые, перемещаясь, будут удерживать фанеру и не дадут холсту и палитре случайно соприкоснуться.
С лицевой стороны по центру фиксируют замок (защелку, крючки), ручку (по желанию), а также петли, предназначенные для ремня. На его роль подойдет старое изделие для брюк, альтернатива — ненужные ремешки от сумок, полоса плотной ткани, брезента. Для фиксации к корпусу палитры и планшета используют маленькие мебельные петли.
Складной
Складной мольберт пригодится в студиях по рисованию. Его удобно переносить или прятать в шкаф. На таких подставках для холста художника разместится не более 70 см бумаги в высоту и около 40 см в ширину.
Но этого вполне достаточно для портретистов, а также для тех, кто исполняет небольшие работы.
Шаги изготовления:
- Понадобятся брус – 40х20х170 мм, фанера толщиной 10 мм, болты М6 с шайбами, лямка из ткани.
- Создается также, как тренога. На брусках отмерить и пометить карандашом отрезки в 95, 105, 115, 125, 135, 145 см и просверлить отверстия. Затем соединить воедино.
- Отрезать брус на 70 см. Отмерить бруске 1 см и 13 см по обоим краям. Просверлить отверстия, чтобы они могли соединиться.
- Получившуюся деталь закрепить на опорных ногах.
- Один конец лямки прикрепить к ноге опоры, а другой конец — к среднему брусу.
- Прикрепить скользящую рамку к опоре для холста и к ножке.
Образец для подражания
Приведенная схема позволит начать работу, не отвлекаясь на дальнейшие поиски. Корпус этюдника ничем не отличается от формы обычного небольшого чемодана. Это коробка, изготовленная из фанеры. Нижнюю часть и крышку делают одинаковыми по длине и ширине — 500 и 350 мм соответственно, однако высота отличается: у корпуса она составляет 60 мм, у верхней части — всего 25.
Для боковых стенок этюдника можно использовать любой материал: как рейки, так и фанеру, толщина элементов — от 10 до 12 мм. Количество внутренних перемычек зависит от того, сколько отделений понадобится для комфорта художника.
Разборный
Разборный мольберт создается из дерева, скрепленного болтами с барашками, чтобы их можно было легко раскрутить и прикрутить обратно, когда понадобится.
Для его изготовления человек должен сделать следующие шаги:
- Приготовить брус 40х20х170 мм, рояльную петлю, болты 6х50 мм, барашки – 5 штук.
- На расстоянии 25, 35, 45, 55, 65 см сделать отверстия на двух брусках. Они понадобятся для крепления рамки, которая будет удерживать холст и определять его размеры.
- На трех брусках на расстоянии 25 см от верха сделать отверстия и прикрепить к ним брус в 40 см. К задней ножке этот брус должен крепится еще и рояльной петлей. Это сделает его помимо разборного, складным.
- Болты с задней стороны закручиваются барашками для удобства сборки и разборки.
- На одну из сделанных снизу отверстий на опорах крепится нижняя планка.
- Теперь можно располагать художнику свой холст на мольберте и начинать творить.
Такой мольберт можно поставить в дальний угол комнаты и накрыть тканью, если нет надобности его использовать. Либо положить на антресоль шкафа. Разборные части и размеры позволяют делать с ним все, что угодно.
Все представленные выше мольберты, которые можно сделать своими руками по чертежам с размерами, исключительно простые и универсальные. Добавляя определенные компоненты к ним, можно получить модернизированный, переносной или стационарный мольберт. Главное не бояться экспериментировать.
Оформление статьи: Натали Подольская
Зелёные друзья
Если в доме находится большое количество растений в горшках, то со временем встанет вопрос о применении специальных подставок для них.
Во-первых, в таком виде растения будут выглядеть привлекательно, что добавит вистов в общую дизайнерскую картину. А во-вторых, это позволит освободить площадь квартиры (чтобы использовать её подо что-то другое).
Конструкцию такой направленности можно приобрести в строительном гипермаркете или же пойти дальше, и попробовать сделать подставку для цветов своими руками.
Например, вот самый распространённый пример:
- берём несколько крепких деревянных досок одинаковой формы и размера;
- проводим профилактические работы (зачищаем наждачной бумагой, покрываем лаком и красим);
- по бокам просверливаем небольшие дырки и вставляем в них железные прутья;
- внутри каждой доски проделываем отверстия, соответствующие диаметру горшка;
- размещаем растения (если есть желание, то добавляем проволочные держатели)
В этом случае хендмейд будет органично сочетаться с окружающим дизайном, ведь именно человек будет сам определять размеры, цвет и стиль изделия.
Вообще, используя подручные средства, человек может сделать такие виды подставок для растений, как:
- настенные подставки для цветов;
- вариант с использованием небольших колёс для создания опоры;
- подвесные подставки для цветов;
- подставки на подоконник;
- напольные подставки;
- угловой вариант.
Во время работы над изделием необходимо соблюдать аккуратность и не рассчитывать на то, что большой цветок сможет скрыть недостатки.
Описание процедуры
Конечно, купить все принадлежности можно в специализированном магазине, но ценовая политика там будет очень высокой. Поэтому стоит попробовать свои силы и попытаться соорудить мольберт своими руками. Помимо значительной экономии денег, вы сможете гордиться собственным произведением еще очень долго.
Правильная организация рабочего пространства
Простейший случай
Временный мольберт-подрамник
Простейшим образом можно сделать мольберт – подрамник. Это временный держатель полотна, который может пригодиться, во-первых, если вы только пробуете себя – получится ли? Во-вторых, если вы пишете картины изредка; допустим, раз в году не каждый год вас в отпуске «пробивает на мазню». Художники, простите, но вы ведь сами еще и не такие выражения употребляете. И не только между собой келейно. В-третьих, мольберты-подрамники нередко используют живописцы-портретисты, работающие на дому у заказчика.
Первый ваш простейший мольберт лучше делать с передними ногами, являющимися продолжением боковин подрамника, см. рис. справа. При натягивании холста у ног оставляют его напуски. Когда картина готова, заднюю опору снимают, ноги аккуратно отпиливают, напуски холста прикрепляют к поперечинам. В дальнейшем те же ноги могут быть использованы при создании следующего опуса; тогда их прибивают сзади к подрамнику с уже натянутым холстом.
Примечание: некоторое достоинство мольберта-подрамника, особенно при работе на выезде – его не нужно никуда транспортировать или где-то хранить. Пока произведение не создается или когда уже создано, мольберта-подрамника просто не существует.
Мольберты
|
КАКИЕ МОЛЬБЕРТЫ БЫВАЮТ? Классификации мольбертов могут быть самыми разными. Многие производители по-своему классифицируют свои мольберты. Мы разработали упрощенную классификацию, предназначенную для использования на нашем сайте:
Основные характеристики мольбертов:
- Вид — напольный; настольный
- Тип конструкции — Лира; Станок; Тренога; Трансформер; Палочный; Хлопушка; Каркасный; Планшетный
- Размер – малый; средний; большой
- Мобильность — студийный; полевой; универсальный; портативный, складной
- Назначение – демонстрационный; масло, акрил, графика; акварель; универсальный
- Уровень – Академия; Профи; Профи Премиум
- Материал – бук; береза; сосна; хвоя; вяз; металл; комбинированный
- Производители – Cappelletto (Италия); Mabef (Италия); Jullian (Франция); Fome (Италия); Artgooru (Россия); Художественные материалы — «ХМ» (Россия); Сонет (Россия); Альбатрос (Россия); Прохоров (Россия); Малевичъ (Россия, Китай); Pinax (Китай)
Технические особенности мольбертов:
- Возможные дополнительные углы наклона – отрицательный; горизонталь; отрицательный + горизонталь; любой
- Тип мачты — выдвижная; неподвижная; две выдвижных
- Механизм перемещения по высоте – ручное перемещение мачты; ручное перемещение подставки под холст по мачте, ручное перемещение шканта
- Фиксатор перемещения по высоте – защелка; трещотка; штырь пружинный; винт «барашек»; шпилька и винт «барашек»; рукоятка; шканты
МОЛЬБЕРТ «ЛИРА»
Лира
– мольберт на трех ножках, передние ножки которого, соединенные несколькими планками, сходятся в верхней части и образуют рабочую раму мольберта в форме трапеции. Задняя ножка, как правило, подвижная. Перемещением задней ножки мольберта регулируется рабочий угол наклона мольберта. Такая конструкция обеспечивает достаточную устойчивость и в то же время легкость мольберта. Иностранные производители иногда называют такой тип мольбертов – «А-мольберты».
Мольберты Лира обычно оборудованы выдвижной или неподвижной мачтой и механизмом перемещения холста по высоте. Кроме того, в некоторых мольбертах предусмотрена возможность отклонения холста на отрицательный угол к вертикали – «на художника». При этом «свежие» картины, написанные маслом, можно сушить прямо на мольберте накинув сверху пленку или ткань для защиты от пыли без опасения размазывания краски.
Как правило, мольберты Лира не имеют возможности горизонтальной установки рабочей поверхности, что несколько ограничивает сферу их применения при использовании «мокрых» техник живописи – акварели или гуаши.
Холст на подрамнике или планшет опирается на нижнюю полку мольберта, закрепленную на мачте, и прислоняется к поверхности передних ножек. Верхняя часть холста закрепляется зажимом.
Мольберты Лира используются в стационарных условиях, но благодаря тому, что такие мольберты занимают не много рабочего места, они популярны среди начинающих художников, художников любителей и хоббистов. Для размещения мольберта не обязательно иметь студию, достаточно выделить несколько квадратных метров в комнате. Мольберт Лира может использоваться в углу помещения. В сложенном состоянии Лира превращается в высокую плоскую конструкцию, которую можно хранить даже за шкафом.
► Видеопример мольберта типа «Лира»
МОЛЬБЕРТ «СТАНОК»
Станок
– профессиональный мольберт на устойчивом основании с параллельными стойками, соединенными в раму несколькими планками. Такая конструкция обеспечивает отличную устойчивость мольберта. Иностранные производители иногда называют такой тип мольбертов – « Н – мольберты».
Станки обычно оборудованы выдвижной или неподвижной мачтой и удобным механизмом перемещения холста по высоте. Рама мольберта может отклоняться в довольно широком диапазоне углов, как правило, включая отрицательный. Благодаря этому «свежие» картины, написанные маслом, можно сушить прямо на мольберте накинув сверху пленку или ткань для защиты от пыли без опасения размазывания краски.
Мольберты — станки не имеют возможности горизонтальной установки рабочей поверхности, что несколько ограничивает сферу их применения при использовании «мокрых» техник живописи – акварели или гуаши.
Холст на подрамнике или планшет опирается на подставку, закрепленную на мачте и на раму мольберта. Обычно с подставкой совмещена полка для принадлежностей, кистей, красок и других мелких предметов и аксессуаров.
Станки отличаются удобством использования, устойчивостью и значительными габаритами. Для работы с таким мольбертом необходимо иметь достаточно места. Профессиональные художники в своих студиях обычно используют мольберты именно этого типа. Основательная, функциональная и хорошо продуманная конструкция позволяет художнику сосредоточиться именно на творчестве не тратя лишние усилия и время на закрепление и перемещение холста в процессе работы.
МОЛЬБЕРТ «ТРЕНОГА»
Тренога
– переносной складываемый мольберт штативного типа на трех ножках. Используется для демонстрационных работ и на пленэрах. Легкий, портативный, обладает ограниченным уровнем устойчивости. В сложенном состоянии занимает немного места и помещается в сумку средних размеров. Иностранные производители относят такой тип мольбертов к «полевым» мольбертам.
Треноги обычно имеют три телескопические ножки, регулируемые по высоте и подвижную мачту, закрепленные на одной оси. Угол наклона мольберта регулируется положением мачты. Рабочие углы наклона холста любые — от небольшого отрицательного до горизонтали. Благодаря этому мольберты – треноги универсальны. На них удобно работать не только с маслом и акрилом, но и с акварелью, гуашью и пастелью.
Холст на подрамнике или планшет опирается на небольшие подставки на передних ножках мольберта, или на нижний упор мачты. На мольбертах – треногах обычно работают с холстами небольших и средних размеров. Для больших холстов, некоторые производители выпускают усиленные треноги.
Необходимо иметь ввиду, что мольберты — треноги обладают низким уровнем устойчивости и не очень удобны для работы в стационарных условиях. Большое значение для устойчивости мольберта имеет материал, точность изготовления и хорошая фурнитура. Несомненно, это касается любых видов мольбертов, но именно треноги наиболее чувствительны к качеству изготовления.
Лучший материал для изготовления деревянных треног – бук. Существуют также металлические треноги, которые удобны, практичны и достаточно прочны.
Благодаря «воздушной» конструкции и небольшим габаритам в разобранном виде, мольберты – треноги популярны для использования на выставках, особенно передвижных.
МОЛЬБЕРТ «ТРАНСФОРМЕР»
Трансформер
– универсальный студийный мольберт имеющий возможность и наклонно-вертикального и горизонтального расположения рабочей поверхности. Конструкции трансформеров различны, но их объединяет способность держать холст или планшет под углами необходимыми для работы с различными техниками живописи. Иностранные производители иногда называют такие мольберты «конвертируемыми» или «гибридными».
Трансформеры удобны для художников работающих и маслом или акрилом, и акварелью, гуашью или пастелью. Как правило, трансформеры используются для написания картин средних размеров.
Конструкция трансформеров достаточно сложная и желательно использование таких мольбертов от известных производителей, поскольку требования к качеству изготовления и применяемым материалам и фурнитуре высоки. Хороший трансформер будет радовать художника своей универсальностью и удобством использования.
«ПАЛОЧНЫЙ» МОЛЬБЕРТ
Палочный мольберт
– простейший мольберт тренога, собираемый из планок. Как правило, палочный мольберт состоит из набора из восьми планок и крепежных винтов. Палочные мольберты используют в качестве демонстрационных или при обучении азам живописи.
Каждая ножка состоит из двух планок, соединенных между собой винтами. Ножки вверху зафиксированы винтом или шпилькой. Подставка под холст или планшет также собирается из двух планок и крепится на необходимой высоте к передним ножкам мольберта. Холст не фиксируется и свободно стоит на подставке, прислоняясь к ножкам мольберта.
Основными достоинствами таких мольбертов является портативность и низкая цена. МОЛЬБЕРТ «ХЛОПУШКА»
Мольберт хлопушка
– мольберт начального уровня, представляющий собой раму или планшет, стоящий под наклоном на четырех ножках. Угол наклона планшета может регулироваться за счет перемещения задних ножек мольберта. Мольберт хлопушка применяется в художественных школах и изостудиях, однако, может быть использован и для домашних занятий живописью.
Конструкция мольберта проста и не требует использования особо качественных материалов. За счет этого мольберты – хлопушки достаточно дешевы. Как правило, хлопушки снабжены планшетом из фанеры, на котором удобно закреплять листы бумаги или картона. Некоторые модели хлопушек имеют съемный планшет, вместо которого можно закрепить холст на подрамнике. При этом холст не фиксируется и свободно стоит на подставке, опираясь на раму мольберта. Высота установки стационарного планшета не регулируются, а съемные планшеты могут иметь несколько фиксированных положений по высоте.
Основным достоинствами такого мольберта являются низкая цена и практичность.
КАРКАСНЫЙ МОЛЬБЕРТ
Каркасный мольберт
– настольный мольберт, представляющий собой раму с опорой на отставную ножку. На мольберте можно закреплять планшет или холст на подрамнике небольшого или среднего размера.
Каркасный мольберт имеет простую конструкцию и ограниченную функциональность. Не смотря на это, мольберт отлично выполняет свои функции и широко используется при обучении живописи и художниками — любителями.
ПЛАНШЕТНЫЙ МОЛЬБЕРТ
Планшетный мольберт
– настольный планшет, имеющий отставляемую ножку. Угол наклона планшета регулируется передвижением отставленной ножки. Некоторые модели могут быть снабжены подвижным верхним зажимом для внешнего планшета или холста на подрамнике. Планшет изготавливается из массива дерева.
Лист бумаги или картона крепится на планшете мольберта при помощи кнопок. При наличии верхнего зажима и подставки для холста, на мольберте можно закрепить холст на подрамнике или внешний планшет, большего размера, чем планшет мольберта.
Планшетный мольберт относится к разновидности универсальных настольных мольбертов, удобных в использовании при работе с небольшими картинами. МАЧТА МОЛЬБЕРТА Большинство напольных мольбертов имеют мачту или, как ее еще называют, штангу. Мачты бывают выдвижными и неподвижными. На мачте крепятся подставка для установки холста и зажим для фиксации верхней части холста.
Выдвижная мачта обеспечивает удобное перемещение холста по высоте. При этом подставка под холст, как правило, перемещается вместе с мачтой. Если мачта мольберта неподвижна, перемещение холста по высоте возможно только при перемещении подставки вдоль мачты. Это, как правило, не очень удобно и достаточно долго. Конструкция верхнего зажима холста – бегунка на всех мольбертах практически одинакова. Бегунок может передвигаться вдоль мачты и фиксируется винтовым фиксатором.
На мольбертах высокого класса, мачта может быть составная или иметь вкладку для увеличения возможной высоты холста. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ УГОЛ НАКЛОНА МОЛЬБЕРТА Как правило, положение рабочей части мольберта при работе маслом или акрилом – наклонно вертикальное. Холст или планшет наклонен под углом к вертикали «от художника» для обеспечения удобства работы. Однако такое положение холста не позволяет сушить «свежую» масляную краску, нанесенную на картину, без риска осаждения пыли. Некоторые конструкции мольбертов позволяют наклонить рабочую часть «на художника». Таким образом, если на верхнюю часть картины накинуть защитную пленку или ткань, — картина будет защищена от пыли без риска повреждения «свежей» краски.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛЬБЕРТА
Для некоторых «влажных» техник живописи, таких как работа акварелью или гуашью важно, чтобы краска легкой консистенции не стекала по бумаге после нанесения. Для этого, лист бумаги или картона, закрепленный на планшете должен располагаться горизонтально. Мольберты, предназначенные для такого вида работ, позволяют переводить рабочую часть в горизонтальное положение. КАКОЙ МЕХАНИЗМ РУЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ХОЛСТА ПО ВЫСОТЕ НАИБОЛЕЕ УДОБЕН? Перемещение холста по высоте – важный элемент в работе художника, особенно при работе с картинами средних и больших размеров. Если мольберт оборудован соответствующим механизмом, художник без труда может работать с любой частью картины на удобной ему высоте. Перемещение холста может быть ручным и электрофицированным.
Наиболее удобным механизмом ручного передвижения холста по высоте является зубчато-реечный механизм перемещения мачты с фиксатором типа трещотка
. Для перемещения холста по высоте достаточно потянуть за стопорное кольцо механизма фиксации, переместить мачту мольберта, а вместе с ней и холст на нужную высоту и отпустить кольцо. При перемещении по вертикали угол наклона холста не изменяется.
Такое техническое решение позволяет художнику практически без усилий и затрат времени поднимать и опускать холст на нужную высоту в процессе работы над картиной.
ЗАЧЕМ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ СТОЛЬКО ВНИМАНИЯ ОПИСАНИЮ ТИПОВ ФИКСАТОРОВ МОЛЬБЕРТА? Мольберт достаточно сложный и продуманный технический объект, призванный максимально облегчить труд художника. При работе над картиной художник может менять высоту ее расположения, угол наклона, снимать с мольберта и ставить холст на место. При этом картина должна быть надежно закреплена. Для этого существуют зажимы и узлы разного вида. Как правило, они фиксируются различными винтовыми фиксаторами.
Наиболее удобными в использовании винтовыми фиксаторами являются круглые или фигурные ручки большого размера, к которым можно не прилагать значительных усилий при откручивании или закручивании. На мольбертах класса Профи — Премиум используются деревянные ручки
, которые удобны и красиво выглядят. Менее удобно работать с фиксаторами «барашек» или «плоский барашек» , особенно в узлах требующих сильной фиксации. Чем размер «барашка» больше, тем приятнее с ним работать.
Имеет значение также, какое количество фиксаторов необходимо использовать при той или иной операции. Чем фиксаторов меньше, чем они удобнее – тем проще работать художнику.
Большое значение имеет материал, из которого изготовлены фиксаторы. Наиболее приятной в работе и долговечной является фурнитура из латуни. Железные и алюминиевые фиксаторы менее удобны и могут быстрее приходить в негодность.
При выборе мольберта, обращайте внимание на фиксаторы, на их тип, материал изготовления и размеры. Удобство работы с мольбертом складывается из мелочей. ПОЧЕМУ ЦЕНА ПОХОЖИХ ВНЕШНЕ МОЛЬБЕРТОВ МОЖЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАТЬСЯ? Мольберты – своего рода произведения инженерного искусства. Хороший мольберт не заметен во время работы. Он как бы «угадывает» желание художника и помогает ему. На хороший мольберт приятно смотреть, а еще приятнее его касаться. Качественная структура применяемой древесины, шелковистость поверхности, закругленность деталей, прочная и долговечная фурнитура, устойчивость и отсутствие люфтов – все это отличает мольберты высокого класса от их более дешевых собратьев.
В эпоху, когда все уже придумано, конструкции мольбертов одного типа внешне отличаются друг от друга не значительно. Выбирая мольберт нужно доверять либо собственным ощущениям, либо, если это не возможно, доверять известным торговым маркам. Итальянские и французские фирмы – производители мольбертов являются флагманами на этом рынке. При наличии достаточных средств, лучше отдать предпочтение более дорогому продукту. Ведь хороший мольберт прослужит долго и будет радовать вас постоянно, а сиюминутная экономия будет постоянно напоминать о себе мелкими разочарованиями…
Дополнительные материалы
Для работы на мольберте так же могут понадобиться: планшет, бумага для рисунка и графики, ватман, кнопки для планшета, ящик для красок, зонт, стульчик и др. Все необходимые материалы можно найти в нашей сети.
Подставка под цифровое пианино Casio своими руками
Обычно стойка для электромузыкального инструмента стоит порядка 5-6 тысяч рублей. Такая сумма устраивает не всех, поэтому стойку для цифрового пианино Casio своими руками можно сделать без большого труда. Основой для изготовления служит мебельная ламинированная древесно-стружечная плита толщиной 16 мм. Из неё нужно выпилить всего четыре детали. Их размеры определяются моделью музыкального инструмента и требуемой высотой над уровнем пола. Доски можно выпилить самостоятельно, но лучше отдать на распил в фирмы, которые этим занимаются. Это обойдётся недорого, а качество будет гораздо выше.
Для сборки конструкции под электронное пианино понадобится мебельный уголок, шурупы, поливинилхлоридная окантовка и пластиковые вставки на нижнюю часть боковин, чтобы конструкция не царапала пол. Ламинированную плиту можно выбрать нужного цвета.
Настольный (для акварели)
Небольшие мольберты, которые для работы устанавливаются на стол, называют акварельными, хотя пишут/рисуют с них не только и не столько акварельными красками. Мольберт для акварели – отличный подарок ребенку, увлеченному рисованием. Его несложно изготовить домашнему мастеру средней руки (мольберт; дети, как известно, делаются иным образом), а при небольшой модификации или если у чада родимого, что называется, перегорит, он может послужить и в другом полезном качестве.
Моьберты для акварели и чертежи детского мольберта-трансформера
Мольберты для акварели бывают планшетными (вверху слева на рис.) или рамными (внизу там же). Рамный настольный мольберт конструктивно сложнее, но, взяв его за основу, можно придумать детский мольберт-трансформер, чертежи которого даны на остальной части рис. По миновании надобности в изначальном качестве (напр., если ребенок начал писать уже с треноги) мольберт-трансформер преобразуется в детский рабочий столик (врезка внизу справа на рис.).
Напольные
Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.
Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.
Основные типы мольбертов для станковой живописи
Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.
Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.
Примечание: М. В. Ломоносову для мозаики «Полтавская баталия» пришлось построить уникальный станок, выдержавший при испытании нагрузку в 300 пудов (4,8 т).
О наклоне полотна
Проблема освещения холста достаточно просто решается наклоном полотна на 10-20 градусов. У мольбертов треноги и лиры он получается естественным образом. На мольберт-станок с той же целью при создании картин обычного размера подрамник ставится на подпорках, поз. 4 на рис. выше; при работе с очень большими полотнами проблемы освещения холста как правило не возникает, т.к. источник света и так оказывается над головой художника.
Зачем еще станок
Живопись сильными широкими мазками
Художники, работающие сильными широкими мазками, как напр., на рис.справа, не очень-то жалуют мольберты-лиры. Если энергично выполненные картины писать с них, то, увлекшись работой, можно так надавить на кисть углу полотна, что… нет, мольберт не опрокинется и полотно из него не вывалится. Но подастся под кистью, мазок «уйдет», а мастеру придется констатировать, что работа испорчена. Дилетанту скорее всего будет все равно, что там как намазано, но ведь живопись давно ушла от буквальной передачи натуры. Поэтому, если вы намерены осваивать технически экспрессивные манеры работы, вам понадобится прочный и устойчивый стационарный мольберт-станок или, для полотен прим. до 1,5х1,5 м, т. наз. полустанок (ударение на второе «о»), см. далее.
Тренога
По указанным выше причинам мольберт-тренога непригоден для выезда на плэнер, хотя не тяжел и в сложенном виде компактен: на открытом воздухе полотно с него может просто сдуть порыв ветра или ненароком столкнуть случайный зевака. Тем не менее, кроме новичков/учеников, мольберт-треногу или несколько таких почти всегда держат в запасе художники, много работающие на дому у заказчика: треногу не трудно принести на место и унести обратно хоть пешком. Есть (по крайней мере, точно были) портретисты, умудрявшиеся таким образом выполнять до 5-6 работ параллельно: разнес мольберты по заказчикам, поставил, и бегает день-деньской от одного к другому. Пока доберется к очередному, рука и глаз успевают отдохнуть.
Повторить готовый покупной мольберт-треногу своими руками сложно: нужен т. наз. треух – тройник с тремя парами лап под углами в 120 градусов по горизонали, в которых на осях поворачиваются ноги. Ограничителями раскладывания являются скосы торцов ног. Подобные системы применяются в фото- и видеоштативах, которые тоже можно использовать как мольберт, см. далее. В треноге, которая мольберт, в передних спереди насверлены отверстия (см. рис. выше) в которые вставляются штыри; на них опирается полотно. Сверловка и заготовка опорных штырей тоже требуют не мало труда, но все это можно упростить буквально до получаса-часа простейшей столярной работы, если делать мольберт-треногу по своему росту, манере работы и предпочитаемым размерам полотен. Мольберт получится стационарным (не складным), но ведь вам же и не бегать целыми днями по заказчикам.
Схема устройства самодельного упрощенного мольберта-треноги дана на рис.:
Схема устройства самодельного мольберта-треноги
Вам для него понадобятся 3 отрезка бруса из твердого дерева сечением 40х40 мм и длиной 120-150 см для работы сидя или 170-190 см для работы стоя и/или над полотнами максимального размера. В таком случае длину брусков можно увеличить, насколько позволяет высота потолка в помещении, а их сечение взять больше, 50х50 или 60х60 мм. Еще понадобится отрезок любого пиломатериала длиной 0,7-1,5 м на подставку (опору) полотна. Его (отрезок) лучше взять потолще, сечением, скажем, 60х60 мм (с опоры 40х40 мм полотно легко соскользнет) или, лучше, от 50х75 до 75х150 мм; в таком случае его крепят к передним ногам узкой кромкой, чтобы на широкую (пласть) опиралось полотно, как показано на поз. А рис., но сначала треногу нужно собрать.
Секрет упрощения в отверстиях под скрепляющую треногу шпонку – отрезок резьбового прута от М6 до М10. Отверстие под шпонку в задней ноге сверлят по диаметру прута, а в боковых в 1,5 раза шире. Тогда вбок передние ноги разойдутся на угол прим. 20 градусов (поз. Б на рис.), а наклон полотна будет ок. 10 градусов, что и нужно. Заднюю ногу для удобства хранения мольберта делают откидной. Фиксируется она шнуром: его середину крепят к задней ноге, а по бокам внутри передних вворачиваются не до конца саморезы, на которые набрасываются петли на концах шнура. Лень шить петли – можно просто привязать. Окончательная сборка и наладка самодельного мольберта-треноги делается так:
- Подставка полотна ставится после того, как тренога собрана.
- Основу мольберта раскладывают так, чтобы передние ноги максимально разъехались, а задняя задала удобный вам угол наклона полотна.
- Замеряют, сколько нужно шнура для фиксации задней ноги и отрезают его (с запасом на петли или подвязку); шьют, если надо, петли.
- Треногу складывают, крепят шнур за середину к задней ноге; в передние вворачивают саморезы под шнур.
- Снова раскладывают треногу, фиксируют ноги шнуром, проверяют устойчивость и удобство принадлежности.
- Отмечают на передних ногах удобное для себя положение доски – опоры полотна, а на опоре – положение ног под ее узкой кромкой.
- Сверлят в ногах и доске отверстия под саморезы, крепят опору – все, можно работать уже по художеству.
Примечание: в виде треноги получается очень хороший детский настольный мольберт для рисования, см. видео ниже:
Видео: настольный детский мольберт-тренога
Лира
Если после первых опытов с треноги дело у вас пошло, скоро понадобится мольберт посерьезнее – лира. Станок сложноват для самостоятельного изготовления и слишком громоздок для квартирных условий. Если же у вас денег хватает на устройство художественной мастерской или вы рассчитываете заработать их живописью достаточно для этого, то и хороший мольберт-станок будет вам по карману.
Мольберт-лира известен в ряде модификаций. Некоторые из них, т. наз. полустанки (ударение на «и») дают возможность работать по полотнам, буквально еще помещающимся в обычной жилой комнате. Если только вы не намерены заняться монументальной живописью (что в наше время мало актуально благодаря наличию печати на пленке и фасадных плоттеров), вам этого будет более чем достаточно.
Монументально рисовать? Это как?
Образцы монументальной живописи
Что такое – монументальная живопись (Master Mural)? Помните, кто постарше, как к советским праздникам или просто так стены домов завешивали огромными портретами вождей, идеологически выдержанными картинами (от того и другого советский народ тошнило), рекламой кинофильмов, и прочим тех же размеров? Вот это оно и есть, и осталось еще, но в другом ключе и поменьше. А когда-то в больших областных городах (столица и союзного значения само собой) имелись мастерские монументальной живописи с мольбертами под полотна до 10х15 м и более. Работали над ними, разумеется, коллективы художников. Их коллеги, работающие по меньшим формам, монументалистов не любили, но втайне завидовали им и мечтали удостоиться зачисления в эту привилегированную касту.
Но вернемся в тему. Устройство и размеры обычного (поз. 1) и усиленного (полустанкового, поз. 2) показаны на рис.:
Устройство и размеры обычного и усиленного мольберта-лиры
Полотно ставится на переставную по высоте опору (показано синей стрелкой), служащую одновременно и полочкой для мелких живописных принадлежностей, и поджимается сверху башмаком с захватом и зажимом, скользящим по центральной планке. Задняя нога подвешивается просто: на обычных карточных петлях, поз. 1а. В мольбертах-лирах фабричного производства относ задней ноги (ног) ограничивается парами серег, но в самодельном можно поставить в подходящем по высоте месте дверной крюк, поз. 1б.
Единственно, что сложно сделать в домашних условиях, так это центральную планку и скользящий по ней башмак. Однако без того и другого вполне можно обойтись, если писать по полотнам не произвольного размера, а фиксированного по высоте с определенным шагом, напр. 5 или 10 см. Живописца-любителя такое ограничение вряд ли обременит; чертежи мольберта-лиры для любительских занятий живописью даны на след. рис. Собственно, на лиру он уже никак не похож, т.к. отпала надобность в центральной планке. Ну и что, так только меньше столярных работ нужно.
Чертежи мольберта-лиры для живописи
Примечание: схема устройства и размеры усиленного домашнего мольберта для работы на больших полотнах показаны на рис. справа. Дополнительно о мольберте-лире см. также видео ниже:
Видео: мольберт-тренога своими руками
Скачать видео и вырезать мп3 — у нас это просто!
Наш сайт — это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать онлайн-видео, видео приколы, видео скрытой камеры, художественные фильмы, документальные фильмы, любительское и домашнее видео, музыкальные клипы, видео про футбол, спорт, аварии и катастрофы, юмор, музыка, мультфильмы, аниме, сериалы и многие другие видео совершенно бесплатно и без регистрации. Конвертировать это видео в mp3 и другие форматы: mp3, aac, m4a, ogg, wma, mp4, 3gp, avi, flv, mpg и wmv. Онлайн Радио — это радиостанции на выбор по странам, стилям и качеству. Онлайн Анекдоты — это популярные анекдоты на выбор по стилям. Порезка mp3 на рингтоны онлайн. Конвертер видео в мп3 и другие форматы. Онлайн Телевидение — это популярные TV каналы на выбор. Вещание телеканалов производится абсолютно бесплатно в режиме реального времени — эфир онлайн.
Пульт
Подставка для нот на длинной стойке, высоту которой можно изменять в зависимости от роста скрипача, а также ситуации (скрипачи занимаются дома и играют соло стоя, в ансамблях и оркестрах — сидя, при этом ноты всегда должны находиться примерно на уровне глаз). Музыканты называют эту вещь пультом, продавцы в магазинах иногда — пюпитром, по-английски это music stand.
Самый удобный вариант для скрипача — стальной пульт на телескопической стойке. Он достаточно удобен, чтобы держать его дома или брать с собой в дорогу (имеет смысл купить к нему еще и чехол). При выборе обращайте внимание на устойчивость конструкции, чтобы ничто перед вашими глазами не съезжало, пока будете играть. Еще важная деталь — наличие своеобразных «дворников» на пульте, с помощью которых вы будете закреплять те страницы нот, которые так и норовят перевернуться.
Пульты производят разные фирмы в разных странах, цены на них тоже, естественно, разные. Самые дорогие пульты — из ценных пород дерева, вырезанные в барочном стиле.
Для домашних занятий такие изыски вовсе не обязательны. К тому же подобную массивную вещь не возьмешь в путешествие. Поэтому в качестве базового варианта лучше выбрать что-то простое, складывающееся-раскладывающееся и при этом устойчивое, как, например, изображенная на фото сверху классическая модель Konig & Meyer (или другие подобные модели этй или других фирм). Вот , если нажать на кнопку further images and animations, есть флеш-анимация, демонстрирующая, как такой пульт собирается и разбирается .
Телескопические легкие конструкции или массивные пюпитры «под старину» — это еще не все варианты пультов; иногда встречаются еще забавные модели для детей, чтобы им было не скучно заниматься : например, деревянные «мультяшные» пульты в форме зайцев и улиток. (Кстати, у зайца на фото внизу смешное выражение лица, кажется довольно скептическое:))
Ваш любимый шеф-повар оценит тяжелый экран из закаленного стекла, который легко чистится и удерживает страницы книги в развернутом виде. В нижний лоток шириной 76 мм можно вставить любую, даже самую толстую книгу рецептов. Когда приготовление блюд будет закончено, пюпитр складывается для компактного хранения.
Еще один трансформер
В быту нередко встречается устройство, также обладающее большим потенциалом трансформации – фото/видео штатив. Применительно к теме данной статьи это значит, что на его основе можно сделать мольберт, сочетающий в себе полезные качества треного и лиры. Причем самый штатив не потеряет пригодности к использованию по прямому назначению. Что весьма ценно, т.к. творческая фотография и живопись родственные виды искусства.
Примечание: видеоштатив отличается от современного фотографического только расстоянием между осями штативного винта и подпружиненного штыря, удерживающего камеру от проворота. Но прежде без этого штырька прекрасно обходились, так что на видеоштатив можно ставить фотокамеру, и наоборот.
Современные штативы для использования как мольберты практически никакой переделки не требуют: их интегрированная поворотно-наклонная штативная головка – отличный верхний захват для живописного полотна. Достаточно прикрепить к ногам винтовыми хомутами штатива опору полотна из отрезка металлического уголка (поз. 1 на рис.), и легкий, удобный, надежный передвижной мольберт готов.
Как сделать мольберт из фото/видео штатива
Со стационарным мольбертом из штатива дело еще проще: нижнюю опору, она же полка, вырезают из фанеры, как показано на поз. 2. Ее упорами снизу будут соединители колен, из которых состоят ноги штатива, а устойчивость полке придаст само полотно, поджатое сверху наклоненной штативной головекой. Как фотоштатив превратить в походный мольберт, более легкий и удобный в переноске, чем этюдник, см. также ролик:
Видео: переносной самодельный мольберт
Функционал штатива-мольберта можно расширить до недостижимого на традиционных мольбертах по способу, показанному на поз. 3. Штатный штативный винт с резьбой 1/4” (машинной, не трубной!) вывинчивается, если потянуть его на себя; он обычный невыпадающий, и потом его можно завернуть обратно. Поскольку головка болта на живописном планшете ни к чему, на штативную площадку крепится опорная, в которой утоплена головка болта, и уже к ней планшет, поз. 4. Теперь его (планшет) можно поднимать-опускать, наклонять и поворачивать как угодно. Хотите писать небо с натуры, лежа на спине – пожалуйста, с мольберта-штатива и это возможно. А если вдвинуть ноги полностью, получим отличный настольный мольберт из штатива, поз. 5.
Мольберт из фото/видео штатива выдержит и техническое живописное полотно (подрамник с загрунтованным холстом) размерами до прим. 1х1,5 м, но для его установки придется сделать приспособление, устройство которого показано на рис:
Приспособление для установки на мольберт из штатива подрамника с холстом для живописи
Опорная площадка выполняется из 6-10 мм фанеры 2-х ярусной, как показано в разрезе на поз. 1. Ее размеры прим. 20х25 см; вынос установочного бортика прим. 2-2,5 см. Соответственно площадке делается 3-х ярусная обойма, плотно надевающаяся на площадку сверху. Обойму крепят с тыльной стороны полотна, как показано на поз. 3, ставят его на площадку – и можно писать небо с натуры.
Хороший штатив все-таки недешев, хотя стоит много меньше мольберта. По случаю можно приобрести совсем недорого старый советский штатив, но при его переделке в мольберт возникнут определенные трудности, т.к. некоторые ответственные детали «совштативов» формовались из хрупкого тонкого силумина. Перво-наперво нужно вывинтить рукоять наклона головки, высверлить ответную резьбу в ее гнезде, бывшую резьбовую часть опилить по длине насколько возможно (показано красной стрелкой на поз. 1 след. рис.) и фиксировать наклон головки гайкой-барашком, навинченной на теперь выступающий хвостовик рукояти наклона (зеленая стрелка). Без этого многие советские штативы не держали и «Зенит-Е» с портретником «Гелиос-40»: или камера «клевала носом», или резьбу на силумине слизывало, или он самый лопался. Не доработанный старый штатив вряд ли удержит в нужном положении и фанерный планшет 40х60 см, а уж полотно точно провернется вниз до упора.
Особенности переделки в мольберт старого советского фотоштатива
Далее, штативная площадка старых штативов несъемная. Поэтому снимаем штатный переходный винт с 3/8” (старая штативная резьба) на 1/4” (зеленая стрелка на поз. 2. Винт на 3/8” тоже невыпадающий и держится вроде бы только накладкой из текстолита (поз. 3) или тонкой стали с радиальным разрезом, но вытащить винт не получается: его головка упирается в неразборную силуминовую опору. Которая, кстати, тоже часто лопалась, и ее приходилось чинить всякими-разными способами, что и видно на поз. 4. Но винт 3/8” все равно не извлекался, разве что опору нужно было бы сломать совсем. Нет, не нужно. Надо бокорезами №4 (или №2 – №3, у кого руки-крюки) аккуратно обкусать фасонную гетинаксовую головку винта 3/8” (красная стрелка на поз. 4), и тогда его латунный сердечник «со скирипом», но вытаскивался. Во конструкция! Чисто советская в худшем смысле. Ну, а после этого поставить на штатив опорную площадку под планшет или полотно уже можно как описано выше.
Примечание: под мольберт лучше все-таки приспосабливать современный фото/видео штатив. Он много прочнее и легче старья, а его несущая способность позволяет ставить на штатив не только планшет или полотно, но и весь этюдник; в т.ч. самодельный недорогой удобный, см. напр. видео:
Пошаговая инструкция
Чтобы сделать конструкцию своими руками во-первых нужно взять большую трубу ПВХ и отрезать от нее 80 сантиметровый сегмент. На ее верхней части необходимо просверлить отверстие, для болта и барашковой гайки, предназначенного регулировать высоту стенда. Отверстие нужно проделать небольшим сверлом.
Далее нужно взять трубу ПВХ меньшего диаметра и сократить ее до 80 см. Затем, рулеткой отмерить на ней участки по длине, через каждые 4 см и просверлить в них отверстия тем же сверлом, что и на большой трубе.
Следующим шагом нужно взять лист фанеры и вырезать из него прямоугольник, подходящий по размерам под тетрадь с нотами. Для этой процедуры проще использовать электролобзик, но можно с лёгкостью орудовать ножовкой. По желанию фанеру можно отшлифовать.
Теперь необходимо просверлить отверстие для кронштейнов, используя сверло того же размера. Их понадобится около 5, от края листа, до середины.
Далее нужно взять доску 1 или 1.5 см, вырезать из нее формовку и приклеить торцовой стороной в низ заготовки при помощи термоклея. Для лучшей фиксации можно закрепить заготовку в тисках и дать ей высохнуть.
Затем отрезается кусок трубы ПВХ меньшего диаметра, так, чтобы получились 2 равные части.
Теперь можно заняться покраской для держателя тетради. В данном случае используется черная краска. Нужно покрасить все изделие включая основание, в виде ПВХ большого диаметра.
Справка! Пока заготовка высыхает, можно изготовить конструкцию из т-образной части и труб малого диаметра и закрасить ее тоже.
Следующим шагом изготавливается подставка для пюпитра. Для этого можно просто вырезать оставшийся лист фанеры в виде квадрата 22 на 22 см и деревянный брус 8 на 8 см, в центре которого сверлится отверстие большего диаметра, (более чем 3 см) как раз под диаметр трубы.
Затем, нужно вставить трубу в отверстие, чтобы его стенки плотно прилегали. Следует отрегулировать заготовку по высоте и приклеить квадрат 8 на 8 см к фанере 22 на 22 см используя большое количество клея.
Внимание! Изготовленное основание тоже следует покрасить.
Теперь нужно собрать конструкцию. Во-первых нужно взять т-образный каркас и пройтись по его краям термоклеем или клейкой лентой. Это позволить надежно зафиксировать заготовку.
Затем необходимо прикрепить держатель документа с нотами к т-образному ПВХ, используя кронштейны. Теперь, можно прикрепить 2 планки к т-образной части с небольшими барашковыми гайками.
Наконец, можно вставить трубу меньшего диаметра в трубу большего диаметра и закрепить ее на соответствующей высоте при помощи болта и барашковой гайки. Для большей эстетики конструкции, ее можно покрасить лаком.
Ваш любимый шеф-повар оценит тяжелый экран из закаленного стекла, который легко чистится и удерживает страницы книги в развернутом виде. В нижний лоток шириной 76 мм можно вставить любую, даже самую толстую книгу рецептов. Когда приготовление блюд будет закончено, пюпитр складывается для компактного хранения.
Шаблоны
Подставка под ноты – это наклонная поверхность, на которой можно расположить ноты для их удобного прочтения во время музыкального исполнения. Появились они более двух тысяч лет назад и сначала использовались китайцами для чтения. Для расположения нот их стали применять швейцарские и немецкие музыканты в четырнадцатом веке.
Подставки для нот имеют название пюпитры. Они бывают:
- напольные, которые имеют конструкцию, состоящую из стойки или штатива и поверхности для расположения нот. В них может быть функция регулирования высоты и угла наклона;
- настольные (имеют вид наклонных подставок);
- встроенные в музыкальный инструмент, которые устанавливаются на каркасе музыкального инструмента. Они вынимаются из инструмента после использования или имеют складной механизм. К таким видам относится подставка для нот для или рояля.
Виды подставок для нот
Пюпитры различаются в зависимости от материала, из которого они изготовлены:
- Металлический пюпитр. Этот вид подставок для нот наиболее распространен. Для них предусмотрен складной механизм и их очень удобно транспортировать.
- Деревянный пюпитр. Такие подставки не складываются. Их устанавливают, если не требуется постоянная переноска, например, в концертных залах и оркестрах. Пюпитры из дерева часто имеют декоративный вид, оснащены различными узорами. Они бывают сделанными в виде музыкальных символов или инструментов (например, скрипичный ключ, арфа). Поэтому, как правило, эти изделия дорогостоящие.
- Цифровой пюпитр , который имеет функцию автоматического перелистывания страниц. Это наиболее дорогой и поэтому редко встречающийся вид подставок.
В зависимости от ваших предпочтений вы сможете решить для себя, какой пюпитр лучше, и сделать соответствующий выбор.