В статье рассмотрим, как проверить реле с помощью мультиметра, акцентируя внимание на четырех- и пятиконтактных моделях. Проверка реле важна для диагностики электрических цепей и предотвращения неисправностей в устройствах. Опишем порядок проверки, особенности тестирования контактных групп и ненормальные значения, указывающие на неисправность реле. Эта информация будет полезна как профессиональным электрикам, так и любителям, желающим разобраться в работе электрических систем.
Конструкция и принцип работы коммутационного прибора
Электрическое реле представляет собой компонент, который функционирует как переключатель, реагируя на управляющие сигналы, поступающие через электрическую цепь. Линия, подключенная к этому устройству, называется управляемой, а линия, по которой поступает команда, именуется управляющей.
Реле широко используется как в домашних условиях, так и в различных отраслях промышленности для автоматизации множества процессов. Если бытовой или электрический прибор перестал работать, в первую очередь стоит проверить состояние переключающего элемента. Однако перед этим полезно ознакомиться с типами и принципами работы реле.
Проверка реле на работоспособность с помощью мультиметра является важной процедурой для диагностики электрических цепей. Эксперты отмечают, что этот процесс позволяет быстро выявить неисправности и предотвратить более серьезные проблемы в системе. Для начала необходимо установить мультиметр в режим измерения сопротивления. Затем следует подключить щупы к контактам катушки реле. Если мультиметр показывает низкое сопротивление, это свидетельствует о том, что катушка исправна. В противном случае, если сопротивление бесконечно, реле требует замены. Также важно проверить контакты реле в активном состоянии, установив мультиметр в режим измерения напряжения. Это поможет убедиться, что реле корректно замыкает цепь. Таким образом, использование мультиметра для проверки реле является простым и эффективным способом обеспечения надежности электрических систем.

Принцип работы
Деталь представляет собой электромагнит, который включает в себя катушку индуктивности, якорь и контактную группу. Каждая составляющая монтируется на основание и заключается в защитный корпус.
Якорь расположен сверху сердечника магнитной системы; в начальном положении она удерживается благодаря пружине, которая имеет форму Г-образной подвижной пластины.
Нижняя часть основания оснащается контактной группой, напротив монтируется такое же количество контактных оснований. Контакты пластичны, поскольку их требуется выводить наружу за пределы защитного корпуса для образования вывода устройства.
Принцип работы реле основывается на его способностях воздействовать своим электромагнитный полем на проводящие предметы. Как только начинается подача напряжения на выводы обмотки, через реле начинает протекать ток. Когда его значение достигает ранее программируемой величины, в обмотке формируется две силы, которые прижимают якорь к поверхности катушки.
С учетом конструктивных особенностей начальное положение может быть не только замкнутым, но и разомкнутым. Во втором случае при подаче напряжения произойдет размыкание линии. Контакты устройства вернутся в свое первоначальное состояние, как только сигнал необходимой величины будет снят с выводов реле.
| Тип реле | Проверяемые параметры | Ожидаемые показания |
|---|---|---|
| Электромагнитное реле (постоянного тока) | Сопротивление обмотки | Несколько десятков — сотен Ом (зависит от модели) |
| Электромагнитное реле (постоянного тока) | Напряжение срабатывания | Соответствует номинальному напряжению обмотки |
| Электромагнитное реле (постоянного тока) | Сопротивление контактов (замкнутых) | Менее 1 Ом (идеально близко к 0) |
| Электромагнитное реле (постоянного тока) | Сопротивление контактов (разомкнутых) | Бесконечность (обрыв) |
| Твердотельное реле (SSR) | Сопротивление управляющего входа | Несколько сотен Ом — килоОм (зависит от модели) |
| Твердотельное реле (SSR) | Напряжение на выходе (при подаче управляющего сигнала) | Соответствует напряжению питания нагрузки (для AC SSR) или близко к 0 (для DC SSR) |
| Твердотельное реле (SSR) | Напряжение на выходе (без управляющего сигнала) | Близко к напряжению питания нагрузки (для AC SSR) или близко к 0 (для DC SSR) |
| Автомобильное реле | Сопротивление обмотки | 60-120 Ом (для 12В реле) |
| Автомобильное реле | Напряжение срабатывания | 8-10В (для 12В реле) |
| Автомобильное реле | Сопротивление контактов (замкнутых) | Менее 0.5 Ом |
| Автомобильное реле | Сопротивление контактов (разомкнутых) | Бесконечность |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проверке реле на работоспособность с помощью мультиметра:
-
Измерение сопротивления катушки: При проверке реле мультиметром важно сначала измерить сопротивление катушки. Обычно оно должно находиться в пределах нескольких сотен Ом. Если сопротивление бесконечно (мультиметр показывает «OL»), это может указывать на обрыв катушки, а если сопротивление слишком низкое, это может свидетельствовать о коротком замыкании.
-
Проверка контактов: Мультиметр можно использовать для проверки состояния контактов реле. Для этого нужно переключить мультиметр в режим измерения сопротивления и проверить, замыкаются ли контакты при подаче напряжения на катушку. Если контакты не замыкаются, это может означать, что реле неисправно.
-
Тестирование в реальных условиях: Некоторые мультиметры имеют функцию проверки диодов, что позволяет тестировать реле в реальных условиях. При этом можно подать напряжение на катушку реле и проверить, срабатывают ли контакты, а также измерить напряжение на выходе. Это позволяет более точно оценить работоспособность реле в условиях, приближенных к реальным.

Виды и характеристики
В зависимости от используемых компонентов реле-регуляторы классифицируются на несколько типов:
- Микроконтроллерные или микропроцессорные. Эти устройства отличаются тем, что в их встроенной микросхеме уже заложен алгоритм работы. Они часто применяются в автомобилях премиум-класса, таких как BMW и Audi.
- Релейные работают на основе переключения контактов реле, что позволяет отсекать и стабилизировать параметры электрической сети.
- Интегральные реле получили широкое распространение в автомобильной промышленности. Их принцип действия основан на использовании твердотельных переключающих элементов или интегральных полупроводников.
- Гибридные транзисторно-релейные устройства и чисто транзисторные используют полупроводниковые компоненты. Они активно применялись в промышленности до начала 90-х годов.
По конструкции реле можно разделить на следующие категории:
- Внешние реле представляют собой отдельные устройства, которые устанавливаются на кузовные конструкции.
- Встроенные коммутирующие элементы являются неотъемлемой частью генераторов.
- Совмещенные или гибридные реле характеризуются интеграцией с щеточным узлом электрического генератора.
Электрическое реле может быть двух-, трех- и многоуровневым, а также классифицируется по «+» и по «-».
Признаки неисправности
Перед тем как проверить реле мультиметром, следует ознакомиться с основными признаками того, что деталь вышла из строя.
- Встречаются случаи, когда в результате выведения из строя регулятора напряжения закипает аккумуляторная батарея.
- На приборной панели при включении зажигания не светится контрольная лампочка (однако это может быть симптомом и других видов неисправностей, например, отпал или перегорел контакт).
- Динамические характерные особенности бытового прибора или автомобиля снижаются, особенно это ощущается, когда двигатель набирает высокие обороты.
- После запуска индикатор аккумуляторной батареи не гаснет на приборной панели, что свидетельствует о неисправностях АКБ.
- Индикаторы на приборной панели попросту отключаются, если обороты двигателя при работе превышают 2000 об/мин.
- Яркость фар зависит от количества оборотов двигателя. Убедиться в этом достаточно просто – необходимо в темное время стать напротив стены и включить фары. Яркость свечения будет изменяться в зависимости от того, как сильно жать на газ.
- Регулярно разряжается АКБ.
Эти признаки могут свидетельствовать и о других неисправностях, но прежде всего рекомендуется проверить именно реле-регулятор.
Причины отказа реле-регулятора
Чтобы в будущем минимизировать риск повторных поломок, важно разобраться с основными факторами, способствующими выходу устройства из строя.
- Короткое замыкание в любом участке электрической цепи, включая межвитковое замыкание обмотки возбуждения.
- Регулятор может выйти из строя из-за пробоя диодов или неисправности выпрямительного моста.
- Неправильное подключение или перепутывание полярности на клеммах аккумулятора.
- Проникновение влаги или значительного количества пыли в генератор и/или сам регулятор (такие ситуации часто возникают во время сильных дождей или при мойке автомобиля).
- Механические повреждения рабочих элементов.
- Естественный износ и окончание срока службы устройства.
- Изначально низкое качество приобретаемого товара.
Существует несколько простых методов для проверки встроенных и съемных реле.
Подготовка к проверке реле на работоспособность
Проверка реле не отнимет много времени, если правильно выполнить все подготовительные работы.
Прежде чем приступать к диагностике устройства, требуется определить назначение выводов проверяемой детали. Для этого используют прилагаемую документацию к прибору, там содержатся все схемы и особенности работы, характеристики устройства.
Распространены случаи, когда схема работы изображена на самом корпусе реле. Точками изображаются контакты, они соединены катушкой индуктивности, переключающие элементы прямыми линиями с пунктиром. Выводы для подачи питания схематически изображаются в виде прямоугольника.
Если реле встроено в схему, на самой плате требуется визуально осмотреть состояние шины и дорожки питания. Для проверки реле тестером можно воспользоваться как цифровыми, так и аналоговыми приборами. Предварительная подготовка и настройка тестеров не требуется.
Помимо тестера необходимо подготовить регулируемый блок питания. Чтобы результаты были достоверными, реле требуется выпаять из схемы.
Проверка на работоспособность осуществляется в несколько этапов:
- обмотка;
- нормально замкнутое положение;
- нормально разомкнутое состояние.
Далее можно приступать непосредственно к диагностике реле.
Диагностика обмотки и контактных групп
Обмотка представляет собой катушку индуктивности, на которую намотана проволока в виде спирали. Она обладает определенным уровнем сопротивления, который можно рассчитать по закону Ома. Значение этого сопротивления должно находиться в диапазоне от 10 до 100 Ом.
Диагностика обмотки помогает определить, не повреждена ли она. Проверка ее работоспособности осуществляется в несколько шагов:
- Мультиметр переводят в режим измерения сопротивления. На дисплее этот режим обозначается символом Ω, а диапазон устанавливается на уровне 2 кОм.
- Один из проводов подключается к соответствующему гнезду, а другой — к СОМ.
- Щупами измерительных проводов касаются выводов реле.
Сопротивление катушки индуктивности можно определить по отклонению стрелки на приборе.
Проверка контактных групп осуществляется в два этапа. Сначала обязательно измеряется сопротивление в автономном режиме, а затем — при подаче напряжения на катушку. Для проверки потребуется источник питания, о чем следует позаботиться заранее.
Ненормальные значения напряжения на мультиметре
Если мультиметр показывает пониженное напряжение в АКБ, аккумулятор попросту перестанет принимать заряд. В результате автомобиль может не завестись, индикаторы на приборной панели могут перестать работать, также неприятности могут возникнуть во время движения.
Если напряжение повышено, есть вероятность, что в банке аккумулятора уменьшился уровень электролита, или он попросту выкипел. Также характерным признаком может стать образование на стенках корпуса белого налета. При подзарядке аккумулятор может начать себя вести непредсказуемо.

Методы тестирования реле в различных режимах работы
Тестирование реле в режиме замыкания
Первый метод проверки реле заключается в тестировании его в режиме замыкания. Для этого необходимо подключить мультиметр к контактам реле, которые отвечают за замыкание. Убедитесь, что реле отключено от сети и не подвержено напряжению. Установите мультиметр в режим измерения сопротивления (Омметр).
После этого замкните катушку реле, подавая на нее напряжение, соответствующее рабочему значению. Если реле исправно, мультиметр должен показать низкое сопротивление (обычно менее 1 Ом) между контактами. Если же сопротивление остается высоким, это может свидетельствовать о неисправности реле.
Тестирование реле в режиме размыкания
Следующий этап проверки включает тестирование реле в режиме размыкания. Для этого необходимо снова подключить мультиметр к контактам реле, но в этот раз измерять сопротивление между контактами, когда реле находится в неактивном состоянии. В этом режиме мультиметр должен показывать бесконечное сопротивление или очень высокое значение, что указывает на то, что контакты разомкнуты.
Если мультиметр показывает низкое сопротивление, это может означать, что контакты реле заедают или повреждены, что требует замены устройства.
Проверка катушки реле
Для проверки работоспособности катушки реле необходимо измерить её сопротивление. Подключите мультиметр к выводам катушки и установите его в режим измерения сопротивления. Нормальное значение сопротивления катушки реле обычно составляет от 50 до 2000 Ом, в зависимости от типа реле. Если мультиметр показывает значение, значительно отличающееся от нормы, это может указывать на обрыв или короткое замыкание в катушке.
Тестирование реле с использованием внешнего источника питания
Для более точной проверки реле можно использовать внешний источник питания. Подключите катушку реле к источнику питания, соответствующему его рабочему напряжению. После подачи напряжения проверьте, сработало ли реле, и замкнулись ли контакты. Используйте мультиметр в режиме измерения напряжения или тока, чтобы убедиться, что реле выполняет свою функцию.
Важно помнить, что при работе с электрическими устройствами необходимо соблюдать меры предосторожности, чтобы избежать поражения электрическим током.
Заключение
Тестирование реле с помощью мультиметра — это важный процесс, который позволяет определить работоспособность устройства и предотвратить возможные неисправности в электрических цепях. Используя описанные методы, вы сможете точно диагностировать состояние реле и принять необходимые меры для его ремонта или замены.
Вопрос-ответ
Как проверить, работает ли реле с помощью мультиметра?
Установим на мультиметре режим сопротивления — Ω, вилку красного щупа в гнездо VΩmA, а черного щупа в гнездо COM. Касаемся щупами управляющих контактов реле. При этом на экране должны появиться цифры (у аналогового тестера сдвинется стрелка).
Как узнать, что реле повреждено?
Щелчки: При срабатывании реле обычно издаётся слабый щелчок. Если вы не слышите его при нажатии переключателя, реле может быть неисправно. Полный отказ: Неработающий пускатель или устройство, которое не включается, может указывать на полный отказ реле.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки реле убедитесь, что мультиметр настроен на режим измерения сопротивления (омметр). Это позволит вам точно определить, работает ли катушка реле и есть ли замыкание в контактах.
СОВЕТ №2
При проверке реле сначала отсоедините его от цепи, чтобы избежать повреждений мультиметра и получить более точные результаты. Это также обеспечит вашу безопасность во время работы.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на значения сопротивления, которые вы получаете. Обычно для исправного реле сопротивление катушки должно находиться в пределах 50-200 Ом. Если значение значительно отличается, реле может быть неисправным.
СОВЕТ №4
После проверки катушки проверьте контакты реле на наличие замыкания. Установите мультиметр в режим прозвонки и проверьте, замыкаются ли контакты при подаче напряжения на катушку. Это поможет выявить проблемы с переключением реле.





