№1. Какие основные преимущества деревянной вагонки?
Все основные свойства материла зависят от нюансов его изготовления. Деревянную вагонку производят из цельного массива дерева на предприятиях переработки леса. Вагонка – это обрезанная доска толщиной 7-20 мм со строганными поверхностями. Ширина такого материала составляет 90-150 мм, длина может колебаться в широких пределах. Когда-то тонкими длинными деревянными планками с выбранными четвертями обшивали железнодорожные вагоны, откуда и пошло это название.
Сырьем для вагонки может выступать любая порода дерева, а главным отличительным свойством материала считается наличие паза и гребня, благодаря которым ведется монтаж. Все это позволяет говорить о многочисленных преимуществах вагонки:
- отличные термо— и звукоизоляционные свойства;
- небольшой коэффициент температурного расширения;
- за счет небольшого веса достигается простота транспортировки и монтажа, а также отсутствует необходимость укреплять фундамент;
- за счет пазогребневого способа монтажа можно собирать обшивку без щелей;
- внешний вид деревянной вагонки шикарный, позволяет привнести уют в интерьер или выделить здание при облицовке фасада;
- прочность и долговечность;
- экологичность, ведь дерево проходит минимум операций обработки.
Среди минусов можно назвать только хорошую способность поддерживать горение, но при соблюдении правил пожарной безопасности материалу и вашему здоровью ничего не угрожает. Стоит деревянная вагонка, естественно, дороже своего пластикового аналога, но и служить будет гораздо дольше, будучи устойчивой к физическим нагрузкам.
Положительные особенности материала
Пожалуй, невозможно представить себе такую поверхность, для облицовки которой не может быть использована вагонка деревянная. Размеры и характеристики материала позволяют применять его для отделки абсолютно любых помещений. Также следует отметить:
— экологичность;
— безопасность;
— долговечность;
— простоту монтажа;
— привлекательный внешний вид;
— устойчивость к появлению гнили, плесени и грибков.
Все эти качества заслуженно делают вагонку очень популярным отделочным материалом.
№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?
На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:
- размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
- замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
- наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
- влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
- внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
- евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.
№3. Какого размера вагонка нужна?
Первое, с чем необходимо определиться, так это длина вагонки. Исходить нужно из того, какую поверхность вы будете обшивать, и стремиться к образованию минимума отходов. Понятно, что для балкона подойдут более короткие ламели, а для обшивки фасада или стен в комнате необходима вагонка с достаточной длиной. Подобрать необходимый материал не составит труда, так как вагонка продается с шагом в 10 см, начиная от 30 см и до 6 м. При проведении расчетов также стоит учитывать, что часто даже самый качественный материал нуждается в торцевании краев.
Ширина выбирается в зависимости от дизайнерской задумки, но учитывать стоит тот факт, что более узкая вагонка будет более стабильной. Чем шире материал, тем он более склонный к деформациям. В последнее время нередко используют интересный способ – сочетание разной по ширине вагонки, за счет чего достигается оригинальный эффект.
Что же касается толщины вагонки, то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой утеплителя, то лучше выбрать материал потолще – он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.
При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку. Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.
Сравнение стоимости
Решая, какую вагонку выбрать, покупатель в основном ориентируется на соотношение цена-качество. При этом стоимости по классу материала, длине панели, по объему закупок и по популярности профиля.
Следует также учитывать, что элитные пиломатериалы – например, панели из сибирского или канадского кедра – выпускаются только сортов «Экстра» и первого, более дешевые варианты на рынок не поставляются.
При назначении цены учитывается также объем материала и размеры используемых в производстве бревен. Как видно из таблицы выше, объемные панели (имитация бруса, блок-хаус) стоят дороже, чем аналогичные по площади плоские доски.
Для пластиковой вагонки стоимость одной панели составляет 40…200 руб., что примерно в два раза дешевле обычных панелей из сосны, ольхи, липы и других малоценных сортов древесины. Панели МДФ по цене находятся между пластиковыми и деревянными вариантами облицовки. Стоимость конкретной марки зависит от выбранной расцветки и текстуры, но в большей степени от качества производства и размеров панелей.
Выбирая, какой вагонкой лучше обшить помещение, необходимо ориентироваться на:
- планируемый тип использования комнаты (балкона, лоджии, коридора, фасада или свеса кровли, прочего);
- условия эксплуатации (влажность, воздействие ультрафиолетовых лучей, механические нагрузки);
- желаемый период использования;
- размеры и геометрия облицовываемых поверхностей;
- необходимый внешний вид помещения.
Если выбирается вагонка для внутренней отделки, цена считается менее значимой по сравнению с качеством обшивочного материала.
№4. Какая древесина лучше?
Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.
Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:
- вагонка из хвойных пород древесины;
- вагонка из лиственных пород древесины.
Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит для саун и бань. Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.
Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:
- сосна. Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать лаком, чтобы материал не начал темнеть;
- ель. Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
- лиственница. Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
- кедр. Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.
Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:
- дуб. Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
- липа. Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
- ясень. Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
- черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.
Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.
МДФ
МДФ представляет собой прессованную при высокой температуре массу из отходов деревообработки.
В отличие от ДСП, в качестве связующего используется не цемент, а меламиновая смола, гораздо менее вредная в производстве и применении.
Нередко изделия из МДФ ламинируют специальными декоративными покрытиями под ценные породы дерева, например:
- дуб,
- бук,
- клен,
- орегонская сосна и др.
Также для декорирования МДФ используются покрытия, имитирующие различные фактуры поверхности, выполненные в разнообразной цветовой гамме. Различные изделия из МДФ, такие, например, как ламинат для покрытия пола, находят все большее применение в строительстве.
Размеры вагонки из МДФ отличаются значительно большим разнообразием, особенно по толщине, т. к. этот он, обладая достаточной прочностью, позволяет производить более тонкие изделия. Размеры: типичная толщина вагонки МДФ — 5,5–7, при ширине 100–250 мм.
№5. Какой профиль вагонки лучше?
Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.
На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:
- традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
- вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
- штиль. Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
- лаундхаус. У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
- вагонка типа блокхаус и сайдинг имитируют бревно и сайдинг соответственно;
- двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.
Классификация
По профилю сечения вагонки, её делят на следующие виды:
- Евровагонка;
- вагонка штиль;
- блок-хаус;
- софтлайн.
Блок-хаус внешне напоминает оцилиндрованное бревно. Отделка дома такой вагонкой, зрительно напоминает деревянный сруб. Конструкция панели имеет лицевую сторону в виде полусферы и ровное основание. Чтобы повысить износоустойчивость вагонки блок-хаус и оптимизировать зрительную оценку, при изготовлении выдерживается взаимосвязь параметров ширины и толщины. Самыми популярными при выполнении строительных работ стали изделия с сечением 28Х140, 36Х140, 36Х190 для отделок изнутри, и 45Х190, 45Х240 мм для отделки снаружи.
Вагонка блок-хаус на строительном прилавке появилась не очень давно, поэтому на неё отсутствует ГОСТ. Чаще всего по качеству её классифицируют на 2 сорта «А» или «Б» руководствуясь западными эталонами. Многе производители маркируют по классам «Экстра» или «Классик». Из-за больших внешних запросов, третий класс данной вагонки отсутствует. Отсортированный материал применяется для отделки стен, которые находятся сзади постройки, или которые являются служебными.
Вагонка Штиль имеет немного округленные скошенные углы. Иногда её именуют крестьянкой или колхозницей, простой, русской по внешнему виду она напоминает Софтлайн. Плоскость, где монтируется вагонка Штиль, отличается экстерьером из-за профиля. Короткий шип панели позволяет её близко прикрепить к другой, образуя между ними почти незаметный стык. Ламели по ширине могут быть от 9 см до 14 см. При использовании отделки в доме, поверхность получается абсолютно гладкая, и без видимых стыков. Как правило Вагонка Штиль безупречно отшлифована.
Вагонка Американка в разрезе напоминает перекошенный четырёхугольник, она монтируется в горизонтальном положении, и конструкция выходит массивной, поэтому её крепят к собранному ранее каркасу.
Софтлайн (мягкая линия), как и у вагонки Штиль у неё округленные углы, но большие по ширине шипы, из-за которых между панелями образуется промежуток, что делает отделку схожей с евровагонкой.
№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?
Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.
Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:
- экстра или премиум. Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
- класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
- класс В. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
- класс С. Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.
Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.
№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?
Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами. Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки. Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.
Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.
№8. Каким производителям можно доверять?
Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.
LUNAWOOD
Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.
«Астар»
Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.
«Карелия»
Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.
«Вятская сосна»
Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.