Во многих российских областях состояние дорог оставляет желать лучшего. Особенно эта проблема остра в северных регионах, где снег скрывает ухабы на дорогах. Чтобы нормально передвигаться по такой местности, нужен автомобиль с повышенной проходимостью, а лучше вездеход. Но современная промышленность не выпускает подобную технику. Нет, вездеходы, конечно, делаются, но дешевых моделей, которые смог бы купить не очень богатый гражданин, нет. Выходом может быть создание вездехода из мотоблока собственноручно. Огромный плюс такого решения в том, что машина будет сделана в соответствии с собственными потребностями и для конкретных условий.
Наиболее популярными моделями вездеходов являются гусеничные агрегаты и те, что используют пневматику низкого давления.
Чаще всего вездеходы требуются жителям сельской местности. Грязь и бездорожье являются большой проблемой для них даже, если проживают они в теплом крае. Позволить себе покупку заводского вездехода житель деревни не в состоянии, поэтому люди и мастерят эту технику собственноручно. Базой для вездехода служат старые автомобили и мотоциклы. Также в работу идут любые детали, которые есть под рукой.
Мини-вездеход, сделанный собственноручно, – предмет гордости умельца, который собрал его. Такая машина уж точно будет оригинальным изделием. Так что, это своего рода визитная карточка мастера. Показатель его профессионализма. Ведь сделать вездеход своими руками из старой Оки, например, может далеко не каждый. Иногда, чтобы подогнать одну деталь к другой требуется несколько недель, и действовать при этом нужно аккуратно. Много времени может отнять и поиск необходимой детали или узла.
Конструкции самодельных вездеходов бывают настолько удачными и необычными, что разработкой народного умельца может восхититься солидное конструкторское бюро.
Вездеход приносит куда больше пользы, чем обыкновенный мотоцикл. Главное достоинство машины в том, что ездить на ней можно круглогодично. С приходом зимы вездеход «на пневматическом ходу» легко оборудуется лыжами, и он превращается в снегоход.
О том как сделать трактор из мотоблока, советую почитать здесь.
Как сделать вездеход из мотоблока описание и фото
Как уже говорилось, следует четко представить, для чего именно будет использоваться вездеход, и лишь затем приступать к его созданию. Гусеничные механизмы требуют опыта обращения с ними. Если с этим проблемы, рекомендуется начать с обыкновенной «пневматики».
Когда уже понятно, как будет использоваться вездеход, остается определиться с его вместимостью и грузоподъемностью. Дальше создаются чертежи, по которым он будет делаться. На чертежах нужно нарисовать узлы и агрегаты. Прикинуть, как удачнее расположить их.
Двигатель выбирается такой, который имеет принудительное охлаждение. Например, использовать можно двигатели мотоблоков с водяным или воздушным охлаждением.
Максимальная мощность мотора рассчитывается по формуле: nдв.макс.=10-3Nуд.mп.
nдв.макс здесь обозначает максимальную мощность, а Nуд – удельную мощность на 1 т веса. Пределы последнего показателя – 20-35 л.с.
Создание чертежа
Самый ответственный этап — изготовление эскиза гусеничного вездехода. Своими руками чертежи с расположением механизмов агрегата и его узлов чертятся уже после этого. Они должны быть очень точными. Создавая такое транспортное средство, обычно используют как самодельные детали, так и готовые элементы заводского производства. Расчерчиваются они отдельно, с расчетом сочетаемости и работоспособности деталей и узлов.
Какой тип двигателя дизельный или бензиновый выбирать на вездеход?
Конкретно ответить на этот вопрос нельзя. И тот и другой мотор имеет свои достоинства и недостатки.
Неплохо использовать в вездеходе отечественные моторы. Они показали свою надежность. Имеется в виду мотор «Заз» и мотоциклетный двигатель М-67. Хороши также двигатели, в основе конструкции которых тракторные «пускачи». В последние годы многие стали делать вездеходы из мотоблоков. Объясняется это тем, что рынок заполонили доступные по цене китайские мотоблоки, на которых установлены двигатели достаточной мощности. Эти моторы надежны и не требует частого ТО.
Ходовую часть рекомендуется делать с независимой подвеской колес. Чтобы сделать это, потребуется приложить определенные усилия, но комфорт находящимся внутри будет обеспечен. Отличный результат достигается, когда подвески идут в паре с колесами из пневматики низкого давления.
Если речь идет о гусеничном вездеходе, рамой для него служит цельная конструкция. В случае с колесными машинами применяется сочлененный вариант. Хотя и для гусеничного вездехода может быть выбрана сочлененная рама.
Некоторые выводы
В качестве некого заключения, про вездеходы-переломки можно сказать следующее:
- Техника пользуется популярностью. Те, кто умеет работать руками, делают свои версии. Те, кто руками работать не умеет, заказывают спецтехнику у умельцев;
- Создать подобный вездеход можно из любых запчастей, находящихся под рукой. В крайнем случае, можно недорого купить несколько автомобилей времен СССР: ВАЗ-2106, УАЗ и Москвич, и собрать из них хорошую переломку;
- вездеход-переломка может стать действительно надежным помощником в преодолении бездорожья.
Как сделать вездеход своими руками из мотоблока
Легкие самодельные вездеходы называются «пневматиками» или «каракатами». Лучшую проходимость им обеспечивают большие камеры.
Этапы создания вездехода:
— Выбор основы машины.
Основой может служить рама мотоцикла УРАЛ или ИЖ. Машина на базе ИЖ, более маневренна. И многие останавливают свой выбор именно на этом варианте. Такая машина хорошо передвигается по бездорожью.
— Изготовление подвески и заднего моста.
Для получения независимой задней и передней подвески лонжероны соединяются подкосом, рулевой втулкой и специальной стойкой. Такая подвеска обеспечивает ровность хода, и иметь ее должен вездеход любого типа.
— Крепление колес.
На любом легком вездеходе должна быть камера от грузовика. Она крепится к подвеске с помощью металлической ступицы. Применяются камеры низкого давления от КамАЗов, их прицепов, а также автомобилей УРАЛ. Это обеспечивает легкость рулевого управления и повышенную безопасность при передвижении.
— Монтаж систем и двигателя.
Когда подвеска с колесами установлена, производится мотор мотоблока. Одновременно с этим производится подключение сцепления, тормоза, системы выброса газов.
По завершении сборки вездеход тестируется. Если все в норме, можно приступать к его эксплуатации.
Самодельный вездеход и его использование
Вездеходы-пневматики показали отличную проходимость по болотистой местности, руслам рек и грязи. Они имеют хорошую плавучесть, поэтому небольшая водная преграда может быть преодолена на таком вездеходе без труда.
Как правило, пневматик может разогнаться до 75 км/ч.
Самодельный гусеничный вездеход «ПАРМА»
Самодельный гусеничный вездеход «ПАРМА» — это изделие Михаила из Перми. Начал он строительство с января 2012 года и в настоящее время уже вездеход «Парма» рассекает по болотам и бездорожью необъятной нашей страны. Все данные взяты из форума сайта «Луноходов.Нет», где он делится своими наработками и умением под ником mishanya68.
Задачи, первоначально поставленные перед вездеходостроителем .
В технических требованиях и пожеланиях такие пункты: 1. уверенное движение по снегу средней глубины и плотности для Урала. 2. вместимость 2 человека, плюс 50-80 кг груза. 3. минимум, должен уверенно держаться на воде (основное применение рыбалка и плавучесть для безопасности ). 4. основное применение снег и лед 90%, остальное осень и весна-снег с грязью. 5. по максимуму применение готовых серийных деталей и агрегатов.
В связи с этим проектом еще раз перечитал темы по «Тазику», «Лунтику», «Барсику» и «Юкону»-это готовые уже вездеходы, описанные на сайте «Луноходов.Нет». Большое спасибо авторам проектов за то, что они поделились своим опытом, наработками и чертежами, которыми они пользовались.
Исходя из опыта предыдущих строителей наметил примерную конструкцию 1. поворот на дифференциале с задним мостом, но поставим цилиндрический. 2. двигатель 2-цилиндровый, китайского производства с объемом цилиндров 690 кубических мм. 3. трансмиссия: вариатор ременный — коробка перемены передач от ВАЗ 5ступенчатая — задний мост от ВАЗ. 4. габариты 2500х1750 мм.
Задний мост взят от «Жигулей»-классика. Вместо колес одеты звездочки (ведущие колеса для гусеницы)
Балка была б/у. С разборки, после проверки на прямоту, срезал лишнее и сразу почистил, чистил лепестковыми кругами с зерном 40. Достаточно быстро получилось ,1.5-2 часа на все, а чистка заняла минут 30. Но это время потом экономится на сварке и покраске.
Двигатель китайского производства.
Разработаны чертежи для производства направляющих, которые закрепляются к внутренней стороне ленты гусеницы и препятствуют сходу гусениц во время движения и поворотов.
Полуось заводская.
Полуось купленная,найди отличия! Поэтому было решено оставить заводские полуоси, но с заменой подшипников.
Купил ремни для производства гусениц в магазине резинотехнических изделий на ремзаводе в Перми.
Можно подробнее: что такое «повышенной прочности»??? В цифрах. 4 прокладки — это хорошо, 12 мм это не много?
Прочность ленты создаётся за счёт прокладок — остальное резина, которая сама по себе не несёт нагрузку, НО защищает прокладки от повреждения. Я, например, брал такую, чтобы с одной стороны (наружной) было 3-4 мм, а с другой (внутренней) — 1 мм. С внутренней стороны повреждений практически не предвидится, а лишняя толщина — лишний вес и не малый! Что касается прокладок — они ВСЕГДА одной толщины — 1мм., остальное от их количества!
По метражу: я брал 4 шт. с длиной 6.5 м, ширина-150мм, толщина-8мм, слойность-7. Вышло на 10 т.руб.
Начал варить раму будущего вездехода. Кто-то называет рамой, кто-то лодкой, кто-то остов, а автор именует эту конструкцию килем, так как вездеход больше предназначен для плавания.
Закругленный перед киля должен улучшить плавучие качество автосамоделки.
Было решено сделать вездеход без балансира, так как предназначен для поездок в зимнее время, дороги более гладкие, уменьшается вес конструкции, технически легче для исполнения.
Рама в сборе с опорными катками по обеим сторонам, колеса применены самые обыкновенные и распространенные с R 13 от ВАЗ, низ звезды приподнят от уровня пола на 350 мм, колесо диаметром 570 мм.
Подготовка траков для изготовления гусеницы.
Пластины для крепления.
Шаблон для сверления.
Готовые отверстия на транспортерных лентах для изготовления гусеницы.
Сверление отверстий по шаблону.
Сборка.
Приспособление для сверления отверстий по резине по методу пробойника,но здесь не надо бить по пробойнику, оно зажимается в патрон дрели и резина режется, получаются очень хорошие отверстия и усилия нужно меньше.
Можно посмотреть на видео ,как это делается.
Фото приспособления, зажатой в патрон дрели.
Фото приспособления для загибания прижимных пластин и гнутые пластины.
Гусеница одна готова.
Техника безопасности. Чтобы не больно было биться об концы трубы и не царапаться, лучше обезопасить себя, хотя бы перчатками.
Гусеница облегает звездочку,все траки соприкасаются с зубьями.
Вид спереди.
Механизм натяжения, сделан так что оба ленивца натягиваются одновременно, есть плюсы и минусы этого способа. Плюс самый большой-одинаковый натяг гусениц при условии,что гусеницы одинаковы во время изготовления и одинаково растянуты, простота в исполнении и надежнее крепление оси ленивца. При соблюдении данных условии прямолинейность езды обеспечен.
Минусы-плохая герметизация лодки, так как вал ленивца проходит внутри лодки, если слетела одна гусеница, то расслабляются обе стороны для того, чтобы одеть. Также, чтобы снять для ремонта в случае необходимости.
Пластины для крепления механизмов натяжения.
Укосины и усилители приварены.
Крепление моста.
Установка дисковых тормозов на мост от ВАЗ, за счет торможения ведущих колес будет происходить поворот вездехода во время езды.
Направляющие с внутренней стороны гусеницы, на верхнем сгибе по краям клыка продавлено на 9 мм, это при ширине пластины 40 мм, толщина стали-2.5 мм . это предел для пресса с усилием 10 тонн.
Направляющие, со сваренной внутри пластиной для крепления к тракам.
Приспособление для изготовления направляющих пластин с помощью пресса.
Так будет проходить направляющая по натяжному колесу.
Направляющая пластина задевает тормозной шланг от дисковых тормозов на звездочке, поэтому надо поменять тормозные шланги и ставить от «Нивы».
Зазоры между направляющими для прохождении гусеницы по звездочке гусеницы допустимы.
Все пластины нарублены и загнуты.
Гусеница-самая трудоемкая и трудозатратная часть вездехода.
Гусеница и звездочка должны взаимодействовать друг с другом без заедании на входе и на выходе со звезды. Проверка проведена.
Смотрите видео.
Установка двигателя.
Установка муфты сцепления и коробки перемены передач.
Установка кардана.
Вариатор на шкиву двигателя. Трансмиссия-пока только положительные результаты, каюровский вариатор работает с китайским мотором очень четко. Вначале проблемы были с отпусканием ремня на холостых, но после регулировки карба, все пришло в норму. Полностью отпускает примерно на 1000-1100 оборотах двигателя, схватывание примерно на 1500-1700 об. Полностью сжимается примерно на 2500-2800 об.
Не мог понять, почему на слух максимальные обороты меньше 3000 об., потом увидел болт ограничения газа завернут полностью, китайцы, видимо, закрутили для спокойной обкатки, также доделал рычаги управления.
Первый выезд состоялся. Первые впечатления отличные.
Все что я говорил про дифференциальный поворот, несовсем верно. Есть моменты о которых чуть позже. Вездеход получился пока достаточно легкий и верткий.
По гаражу руками катается в одного, разворачивается в 2 человека. На видео, поверхность укатанный снег, передача первая и треть газа, рычаги нажимаю одним пальцем, шума от звезд почти нет.
Закончил работу с органами управления (кулиса переключения передач и привод газа), а также сделал каркас защиты кардана. Сделал небольшой выезд. Сейчас все работает четко. Завтра все разберу под обварку лодки и покраску.
Разобрал вездеход для обварки и покраски.
Перевернул на спину.
Обварил дно,остались борта и можно покрасить.
Раскосы установлены.
Вал шкива внутри кожуха.
Обварил бока и покрасил.
Покрасил все внутри.
Редуктор снаружи с пробкой для заливки масла а дифференциал.
Обшивка внутрянки задней части рифленым листом алюминия, толщина 1,5 мм.Это рифленый алюминий. Одна сторона гладкая, другая рифленка. Толщина бывает от 0.5 мм до 5 мм. Также различается по марке алюминия, один твердый, хрен загнешь, другой спокойно гнется.
Именно этот 1.5 мм, стоимость листа 1.2мх3м почти 4т.р. На обшивку ушло 2 листа.
Обшивка внутрянки передней части.
Обшивка карданного вала установка рычага переключения скоростей.
Обшивка КПП и установка тяги рычага КПП.
Обшивка снаружи.
Крепление бортов.
Отсек для двигателя.
Капот на двигатель.
Рама для лобового стекла.
Отверстие для забора воздуха и охлаждения двигателя.
Закончил капот и установил сиденье.
Установил фары и подключил. Красавец!
Сиденья для пассажиров.
Выезд
Сиденья готовы.
Рычаги управления готовы.
Установил топливный бак.
Видео очень много, если кого -то заинтересовало, можете посмотреть на сайте «Луноходов.Нет».Доработки вездехода гусеничного «Парма» будут продолжены после обкатки и выявления неисправностей. А сейчас пожелаем удачи вездехододелателям. Источник
Доставка новых самоделок на почту Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Выбор двигателя для вездехода
Чаще всего в качестве силового агрегата для самостоятельного изготовления вездехода используют двигатели следующего типа:
- Мотоциклетные.
- Автомобиля ЗАЗ.
- Мотоблока.
- Отечественных автомобилей.
Наличие в вездеходе определенного двигателя не имеет принципиальной разницы. Более важно учитывать такую особенность, как обеспечение его достаточного охлаждения, так как транспортное средство эксплуатируется круглый год в различных температурных условиях и при невысокой скорости движения. Для этого отлично подходит двигатель ЗАЗ, хорошо переносящий перепад температур. Вездеходы, работающие на мотоблочных силовых агрегатах, также зарекомендовали себя с лучшей стороны.
Другим основным критерием выбора двигателя для будущей самоделки является его мощность.
Запас мощности должен быть достаточным, чтобы вездеход на шинах низкого давления смог выехать из грязи, воды, или глубокого снега.
Выбрав агрегат с запасом мощности, получают лучшую производительность, предупреждают перегрев и создают условия для максимально долгого срока эксплуатации.
Конструкция
Основные узлы, используемые для изготовления вездеходного транспорта, кроме самого мотоблока, представлены следующими элементами:
- рама, которая необходима для создания основы;
- задний мост, который используется, чтобы установить вторую пару колес;
- водительское кресло, которое рекомендуется делать защищенным от попадания грязи с дороги;
- приборы для освещения, позволяющие безопасно передвигаться в темное время суток.
Такие вездеходы представляют собой транспортные средства, рассчитанные на одного человека. Средняя грузоподъемность агрегатов составляет порядка 200 кг. Ширина рамы определяется необходимой устойчивостью перед опрокидыванием, но рекомендуется делать её не менее 1,1 метра. Из мотоблоков с двигателем рекомендуется применять изделия фирм Нева, Угра либо другие, обладающие мощностью 10 л. с. и больше. Таких показателей мощности достаточно, чтобы осуществлять движение быстрее 10 км/ч. Она в процессе движения по бездорожью на скользкой либо вязкой почве снижается до 2-3 км/ч.
Особенность устройств
Для умельцев изготовление самодельных аппаратов позволяет за небольшие деньги получить качественный вариант транспорта. Создание средства повышенной проходимости из мотоблока возможно по следующим причинам:
- такие устройства обладают энергонасыщенным транспортным блоком, выдающим хорошие тяговые показатели;
- рычаги управления силовой установкой, а также трансмиссией находятся на ручках;
- сам мотоблок имеет незначительную массу, что позволяет ему перевозить различный багаж.
Благодаря таким свойствам самодельные вездеходы крайне востребованы у охотников и рыбаков.
Образец вездехода
Необходимость самостоятельного создания данных агрегатов возникла из-за отсутствия заводских серийных аналогов, которые могли бы заменить аппараты, сделанные на базе мотоблока.
А крыша — от «Москвича»
К воплощению замысла он приступил в 2019 году, и на создание необычной машины у Ивана Сардаева ушло полтора года. Большая часть деталей в вездеходе С-10, такое название дал своему детищу изобретатель — от «Жигулей» различной модели. Задний мост, мотор и коробка передач — от «классики», катки в гусеницах — колеса от одиннадцатой модели ВАЗа. Многие детали собирались по соседям, которые, к слову, восхищаются золотыми руками мастера, или подбирались на авторазборах и пунктах приема металла. Крыша вездехода — от «Москвича», а вот гусеницы полностью до последней детали пришлось продумывать и собирать самому. Для них изобретатель даже был вынужден купить транспортерную ленту в магазине. Снегоход на пневматике — еще одна машина, собранная руками телемастера из Топок.
В общей сложности на те или иные покупки для своего детища Иван Васильевич потратил более 30 тысяч рублей. — Больше всего пришлось повозиться с гусеницами, — признается пенсионер. — Это была очень кропотливая работа, которая потребовала особой тщательности. Ведь там что не так согнешь, чуть промахнешься и все, либо зубья будут цепляться, либо лента съезжать, и в обоих случаях машина не поедет.
Технология изготовления
Легкие гусеничные вездеходы своими руками изготавливаются по определенной технологии. Их создание начинается со строительства кузова, который должен иметь высокую прочность и полную водонепроницаемость. Основа самодельного транспорта должна быть жесткой, поэтому берутся стальные трубы, способные противостоять любым физическим нагрузкам, возникающим из-за движения. Затем начинают изготавливать гусеницы. Для этого берут обыкновенную листовую резину и создают кольцевую резину. На ее внешнюю сторону при помощи заклепок ставят небольшие алюминиевые лопатки, а с внутренней стороны устанавливают необходимые ограничители, ширина шага которых равняется ширине резины колес.
Следующий этап заключается в том, что выполняется выведение мостов от автомобиля через отверстия, которые специально для этого были сделаны в кузове. В качестве защиты используются резиновые муфты. Крепится резиновая лента таким образом, чтобы колеса располагались прямо по центру ограничителей. Кроме того, закрепляют также и дополнительные колеса. Они необходимы для поддержания гусеничной ленты в натянутом состоянии. В завершение работ в кабине вездехода, своими руками изготовленного, вставляют сверхпрочные стекла.
Движение по снегу
На основе мотоблока можно сделать и снегоход. Это отличный вариант использования сельскохозяйственной техники в зимний период. Обычно она бездействуют в гаражах, но после небольшой модернизации мотокультиватор становится прекрасным вездеходом.
Для работы понадобятся мотоблок, сварочный аппарат и мощные колеса, которые при желании можно заменить гусеницами. Такой снегоход будет обладать очень высокой проходимостью и справится даже со сложными снежными заносами. Собирать снегоход следует четко по чертежу.
Но перед тем как начать модификацию, необходимо тщательно продумать вопрос использования техники. От этого зависит рекомендуемая мощность и тип конструкции. Кроме того, следует обязательно продумать грузоподъемность устройства. Это особенно важно в тех случаях, когда снегоход планируется использовать для перевозок тяжелых грузов по снегу.
Для того чтобы не ошибиться в расчетах и не испортить никакие детали дорогого мотоблока, следует для начала изучить чертежи, а после составить макет из картона. Это позволит двигаться в правильном направлении и оценить свои возможности. Для хорошего мастера сложностей в изготовлении снегохода из мотоблока своими руками быть не должно. Даже гусеницы можно сделать самостоятельно, имея под рукой определенной оборудование, а также навыки работы с ним. Как минимум мастеру нужно уметь обращаться со сварочным аппаратом.
Вначале были самокаты
Иван Васильевич признается: техникой был увлечен с детства. Еще будучи ребенком, он собирал самокаты то на подшипниках, то с колесиками от детской коляски. Но именно в далеком 1997 году снегоуборочная машина-трицикл стала его первым полноценным изобретением. Она была необычной — два колеса у нее находились спереди, а одно — управляемое — позади. Как сейчас вспоминает изобретатель, машина была слабенькой — ей только и можно было снег на дорожках разгребать. Ее он решил усовершенствовать и собрал модель чуть посложнее, потом другую. А затем так втянулся в процесс, что начал создавать уже снегоуборщики с ковшами и шнекороторные машины. И не только их.
Этапы сборки
Теперь стоит рассмотреть, как сделать кустарный вариант вездехода из подготовленных запчастей, а также комплектующих. Так, эта процедура обычно проводится следующим образом:
- На подготовленную раму монтируется сам мотоблок.
- Дальше проводится крепление заднего моста.
- Производится размещение водительского сидения.
- Если в схеме предусмотрено, проводится установка рулевого управления.
- К нижней части рамы монтируется пластиковая либо металлическая листовая защита.
- Проводится проверка функционирования тормозов.
- Ставятся электрические цепи, а также осветительные прибор.
Все элементы либо узлы, в процессе их создания, должны проверяться на корректность работы. Важно обеспечить наличие запаса прочности, для движения по пересеченной местности.
Фото самых крутых вездеходов-самоделок
Одним из популярных моделей легких вездеходов является Каракат:
Вездеход Каракат
Также вездеходы гусеничного типа создавались и в других государствах и имели следующий вид:
Еще одна отечественная самоделка представляет собой рамную конструкцию, оборудованной КПП, а также дисковыми тормозами:
Вездеходы отлично проявляют себя в сложных дорожных условиях
Делаются также модели, имеющие спереди лебедки:
Можно посмотреть другие модели, сделанные своими руками и процесс их изготовления на видео. Создание самодельных вездеходов, оборудованных гусеничным ходом – это сложный процесс, который требует наличия умения и чертежей будущей конструкции. Обычно к этому прибегают, когда нет возможности приобрести заводские модели, но средство высокой проходимости очень нужно. Важно в процессе его создания обеспечить узлам и элементам высокий уровень надежности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.