Главная |Строительство |Строительство гаража из газобетона
Дата: 11 июня 2018
Коментариев: 0
5 / 5 ( 1 голос )
Транспортное средство нуждается в защите от воздействия природных факторов и требует хранения в благоустроенном помещении. Не всегда финансовые возможности позволяют приобрести готовый гараж. Многие владельцы автомобилей самостоятельно осуществляют строительство и считают, что для гаража лучше всего подходит газонаполненный бетон. Гараж из газобетона – долговечное и устойчивое строение, так как материал обладает рядом достоинств. Важно знать требования по кладке газобетона, учесть нагрузки от крыши и применять предусмотренные технологией строительные растворы.
Проекты
Что нужно учесть, составляя проект гаража из газобетона?
Минимальные размеры
Габариты современной бюджетной малолитражки — примерно 4,5х1,7 метра при высоте 1,5 — 1,6 метра.
Размеры одной из популярнейших малолитражек — Хендай Солярис
Однако автомобиль не должен входить в гараж, как рука в перчатку: есть несколько дополнительных факторов, ограничивающих минимальные размеры гаража.
- Минимальная высота потолка или крыши — 2,4 метра. Это значение, общее для всех жилых и технических помещений, прописанное во всех строительных правилах. При меньшей высоте, находиться в гараже будет откровенно некомфортно;
- Разумный минимум длины гаража — 6 метров. В этом случае, вы сможете обойти автомобиль при закрытых воротах и сзади, и спереди;
- Минимальная ширина — 4 метра. Она оставит в гараже место для маневра машины и для стеллажей с инструментами, маслами, антифризами и прочими полезными для автовладельца вещами;
Размеры гаража, обеспечивающие его комфортное использование
- Ширина ворот не должна быть меньше 2,6 — 3 метров. Пространство для маневра, помните? Вы не всегда будете заезжать в ворота строго под прямым углом, и точно по их центру.
Отдельностоящий гараж
Вот несколько вариантов проектов, рассчитанных на разный бюджет строительства и, соответственно, обеспечивающих разный уровень комфорта владельцу.
Гараж в доме
Если вы только начинаете строительство на новом участке, то, возможно, вам покажется привлекательной идея сделать гараж частью дома. Выгоды решения очевидны:
- Отсутствие отдельных построек на участке, а значит — экономия свободного пространства;
- Закрытый от непогоды переход из гаража в жилые помещения;
- Рациональное использование площади цокольного или подвального этажа.
Если вас интересуют проекты коттеджей из газобетона с гаражом, мы предложим вашему вниманию еще несколько вариантов.
Установка ворот гаража
Перед началом установки ворот на фундамент укладывается рубероид или другой выбранный гидроизолирующий материал.
На раму ворот гараж в горизонтальном положении привариваются арматуры, высота монтажа которых выбирается исходя из пеноблоков газобетона, так, что бы они оказались на стыке блоков.
Примечание!
Перед свариванием арматуру грунтуют и красят, тем самым защищая от гниения.
Особенности газобетона
При строительстве дома из газобетона с гаражом или отдельного гаража, важны две ключевые особенности материала:
- Жесткость, полное отсутствие эластичности при невысокой прочности на изгиб. С практической стороны это означает, что малейшая деформация стен вследствие неравномерной усадки постройки, украсит их трещинами;
Обратите внимание: именно поэтому фундамент для гаража из газобетона, и тем более для куда более тяжелого дома, должен обладать максимальной жесткостью. Это особенно важно на нестабильных грунтах — глинах и суглинках — и при высоком уровне грунтовых вод.
Недостаточная жесткость фундамента гарантирует появление трещин в газобетонных стенах
- Невысокая прочность на сжатие у популярных марок газобетона (D400-D600). Плиты и балки перекрытий, стропила кровли не должны опираться непосредственно на стены.
Практические выводы: для любой одноэтажной постройки из газобетона, крайне желательна заливка армопояса по верху стен. Дома в два этажа и выше, возводятся с армокаркасом, исключающим любую деформацию постройки, и воспринимающим нагрузку от перекрытий.
Онлайн-расчеты
Начальный этап строительства
Перед тем как начинать возводить гараж из газоблоков своими руками, следует изучить условия строительства. Прежде всего необходимо получить данные о свойствах почвы, глубине зимнего промерзания грунта, уровне залегания грунтовых вод, климатических особенностях, ветровой обстановке, расположении технических магистралей.
Строительные работы с использованием газобетона надо проводить в теплое время года в сухую погоду. При этом учитывается, что все строительство гаража может занять время до двух месяцев. Важно обеспечить правильное хранение блоков — материал не должен длительное время находиться при повышенной влажности и тем более под осадками.
Для проведения работ своими руками надо заранее позаботиться о следующем инструменте:
- болгарка;
- электродрель;
- перфоратор;
- ножовка по металлу;
- штроборез;
- шпатель зубчатого типа;
- кельма;
- лопата;
- киянка;
- резиновый молоток;
- строительный миксер;
- уровень;
- рулетка;
- отвес;
- металлическая линейка;
- металлическая щетка.
Кроме того, готовится инструмент для бетонных работ при возведении фундамента, а также для обеспечения кровельных мероприятий.
Фундамент
Фундамент под гараж из газобетона может быть:
Изображение | Описание |
Плитный фундамент под гараж |
|
Ленточный фундамент. Общая высота — около 60 см |
Как правильно залить фундамент?
Плитный
Устройство плитного фундамента под гараж из газобетонных блоков
- Готовим площадку: снимаем 30-сантиметровый слой грунта, разравниваем по уровню и трамбуем;
- Засыпаем площадку песком, щебнем или пескогравием на высоту 20 см. Щебень нуждается в трамбовке (ручной или механической), песчаную подушку для максимальной усадки можно просто полить большим количеством воды;
- Сооружаем опалубку на высоту 15-20 см от уровня грунта;
- Застилаем ее полиэтиленом или рубероидом. Гидроизоляция не даст цементному молочку уйти в подсыпку и ослабить бетон;
- Собираем арматурный каркас. Для плитного фундамента он должен быть двухуровневым, с минимальным расстоянием между поверхностью плиты (нижней или верхней) и арматурой в 1,5 см. Арматура диаметром 8-10 мм вяжется отожженной стальной проволокой;
Подсказка: вместо арматуры можно использовать сетку с толщиной проволоки 5-6 мм и ячейкой 100-150 мм.
- Опалубка заливается бетоном марки М200 и выше, и штыкуется или уплотняется погружным вибратором. Толщина плиты — 20 — 25 см. Набор бетоном прочности, достаточной для возведения стен, занимает две недели.
Заливка плитного фундамента под гараж
Подсказка: толщину плиты под гараж можно уменьшить до 10 см, если усилить ее армированными ребрами жесткости той же толщины. Их сооружение сделает более сложными армирование и опалубку, зато сократит расход бетона на 35-40%.
Плитный фундамент с ребрами жесткости
Ленточный
Как своими руками соорудить ленточный фундамент?
- Отрываем по периметру постройки траншею шириной не менее 30 см и глубиной 30-50 сантиметров;
Капитан Очевидность подсказывает: если у гаража предусмотрены внутренние перегородки или если вы строите коттедж из газобетона с гаражом, фундамент должен не только опоясывать будущую постройку по периметру, но и проходить под всеми внутренними стенами.
Траншея под ленточный фундамент
- Засыпаем ее на 15-20 см песком или щебнем;
- Уплотняем подсыпку (в случае щебня — трамбовкой, в случае песка — залив его большим количеством воды);
- Сооружаем опалубку на высоту не менее 30 см над уровнем грунта;
- Закрываем траншею и опалубку гидроизолирующим материалом (полиэтиленом или рубероидом);
- Монтируем арматурный каркас (двухуровневый, с толщиной арматуры 10-12 мм);
Опалубка с гидроизоляцией и арматурным каркасом
- Заливаем фундамент бетоном и штыкуем.
Достоинства кирпичного гаража
Качественный гараж из кирпича демонстрирует такие преимущества:
- отличная прочность и высокая надежность;
- привлекательный внешний вид;
- долговечность основного стройматериала (кирпич эксплуатируется десятки лет);
- негорючесть и высокая влагостойкость;
- возможность дополнительной декоративной отделки.
Было бы несправедливо утверждать, что кирпичная конструкция не имеет минусов. Но их совсем мало, к тому же все они относятся к организационным, а не технологическим моментам.
Так, приходится говорить о высоких затратах на материал. Кроме того, для постройки качественного объекта стоит пригласить опытного профессионала, что «потянет» дополнительные расходы.
Если же заказчик имеет соответствующие знания и опыт и чувствует в себе силы заняться довольно сложным процессом, он может построить кирпичный гараж своими руками.
Стены
Первый ряд газобетонных блоков выкладывается на цементно-песчаную подушку, уложенную поверх гидроизоляции — двух слоев рубероида. Гидроизоляционный материал помешает стенам мокнуть, впитывая воду из фундамента и грунта благодаря капиллярному эффекту.
Укладка первого ряда на выравнивающую подушку поверх гидроизоляции
Совет: выкладывая первый ряд, пользуйтесь максимально длинным уровнем или натянутым строго горизонтально шнуром-причалкой. От того, насколько ровно лягут блоки в основании стен, зависят их внешний вид и прочность.
Второй и последующие ряды выкладываются на клей для газобетона с обязательной перевязкой вертикальных швов как минимум на 20 см. Толщина шва — 1-3 мм, инструмент для нанесения клея — каретка или зубчатый шпатель. Каждый третий ряд усиливается продольным армированием: в прорезанные штроборезом штробы укладывается арматура диаметром 8 мм.
Арматура укладывается в штробы, которые затем заполняются клеем
Доборные блоки отрезаются по месту ножовкой для пеноблоков. Для резки строго под прямым углом к поверхности используйте угольник-кондуктор.
Угольник для резки газобетонных блоков
Если вы строите гараж с подсобными помещениями, или дом с гаражом из газобетона, вам неизбежно придется решать проблему примыканий перегородок к капитальным стенам. Примыкание должно быть прочным и противостоять значительным горизонтальным нагрузкам.
Эта проблема может решаться двумя способами:
Изображение | Описание |
Т-образное соединение стен усилено общей для них арматурой |
Общее армирование: арматура укладывается в штробы, прорезанные на одном уровне, в обеих, примыкающих друг к другу стенах. |
Соединение газобетонной перегородки со стеной анкером |
Анкеры: перегородка фиксируется забитым в отверстие в стене отрезком арматуры или перфорированным оцинкованным уголком. |
Плюсы и минусы
Газобетонные блоки превосходят керамзитоблоки по многим показателям. Поэтому перед покупкой сравниваются характеристики некоторых видов пористых материалов, а потом убедиться, что газосиликат лучше остальных. Неоспоримые достоинства:
- качество тепло- и звукоизоляции на высшем уровне — это обусловлено пористой структурой изделий;
- газобетонные блоки не сгорают при экстремально высоких и температурах, что обеспечивает пожарную безопасность дома;
- материал экологически чистый, поскольку изготавливается из природных компонентов: песка, извести и портландцемента, поэтому про вред здоровью можно забыть;
- хоть материал уступает шлакоблокам по прочности, но все равно способен выдерживать сильные механические удары;
- масса изделия совсем легкая, что уменьшает расходы на строительство фундамента и повышается скорость работы.
Кладутся газоблоки не на цементный раствор, а на специальный клей, следовательно, мостики холода будут отсутствовать. К тому же швы междурядий составляют всего 2 — 3 мм, это снижает теплопотери. Стены из газосиликата в отличие от кирпичей и шлакоблока кладутся в 4 раза быстрее.
Однако этот материал не лишен минусов:
- возводя стены из газобетона, следует помнить, что их паропроницаемость очень высокая, и материал будет впитывать влагу, проблема решаемая, если воспользоваться отделкой гаража;
- следующий недостаток — это низкая прочность из-за пористости, если автолюбитель вздумает подвесить полку и уложить на нее тяжелые предметы, то крепежи могут слететь.
Чтобы не произошло проблем с трещинами и деформацией стен, необходимо правильно выполнять работу. А для подвеса гаражной мебели применяются металлические анкера. В крайнем случае можно построить металлический стенд, который не придется закреплять к стене.
Армопояс, армокаркас
Для заливки армопояса (в частности, под мауэрлат — брус, который служит опорой для балок или стропил крыши) и монтажа перемычек над проемами, применяются так называемые U-блоки. Они укладываются на клей лотком вверх. Поскольку стандартная длина U-блока — всего 500 мм, в проемах будущую перемычку придется зафиксировать временными распорками.
U-блоки. В зависимости от размера цена варьируется от 200 до 380 рублей за штуку
Затем в лоток укладывается арматурный каркас, и тот заполняется бетоном с обязательным штыкованием. Излишки бетона снимаются заподлицо с краями лотка.
Заметьте: армопояс с U-блоками позволяет избежать появления мостиков холода. Низкая теплопроводность газобетона исключает промерзание тяжелого бетона.
Армопояс выполнен с использованием U-блоков
Армокаркас так же понадобится, если мы строим гараж из газобетона с как минимум двумя надземными этажами. Монтаж армокаркаса выглядит иначе:
- Кладка стен выполняется с пропусками в углах и просветами в длинных прямых стенах под железобетонные колонны;
- С внешней стороны углов, с обеих сторон пропусков в стенах, и по верху стен, собирается опалубка из досок;
- В опалубке вяжется общий для колонн и армопояса каркас;
- Опалубка заливается и штыкуется.
Внимание: колонны бетонируются с постепенной сборкой опалубки на высоту не более метра и послойной заливкой бетона с штыкованием каждого слоя.
Заливка колонн армокаркаса при строительстве газобетонного коттеджа с гаражом
Строительство гаража из пеноблоков: делаем своими руками
Мечта подавляющего большинства автовладельцев – просторный и уютный гараж для собственной машины. Для автомобилистов крупных городов, увы, эту мечту очень сложно, а зачастую – и попросту невозможно воплотить в реальное исполнение. Но вот владельцам загородного жилья не иметь гаража на своей территории – просто «неприлично», и его возведение обязательно продумывается еще при общем проектировании будущей застройки.
Строительство гаража из пеноблоков
А вот из чего его возводить? Ставить металлический сборный – несерьезно, хороших условий для автомобиля в нем не создашь. Собирать гараж из сэндвич-панелей – хороший вариант, но не каждому доступный в силу различных обстоятельств. Дерево – повышенная огнеопасность, кирпич – чересчур трудоемко. А почему бы не остановиться на таком варианте, как строительство гаража из пеноблоков? И здание получается капитальным, и проблема утепления наполовину решена, и само возведение не займет чрезмерно много времени.
Чем привлекает строительство гаража из пеноблоков?
Прежде всего, что же из себя представляют пеноблоки. Это – одна из разновидностей строительных материалов из ячеистого (пористого) бетона. На стадии изготовления растворной массы в нее, помимо обычных компонентов – цемента, песка воды и пластификаторов, вводятся специальные добавки – пенообразователи. В зависимости от вида этих добавок и механизма получения эффекта вспенивания, получают либо газобетон, либо пенобетон.
- Так, если вводятся химические составляющие, вызывающие бурную реакцию с компонентами цемента с активным выделением газа (кислорода, водорода, ацетилена), то получают газобетон. При выходе из еще незастывшего материала газы оставляют множество открытых пор достаточно крупного размера, что предопределяется физические характеристики получаемых блоков – они отличаются высокой паро— и водопроницаемостью, что не всегда хорошо для строительства наружных сооружений.
- При производстве пенобетона вводятся химически нейтральные вещества, а процесс пенообразования вызывается активным перемешиванием смеси с одновременной ее аэрацией — насыщения воздухом (нечто подобное происходит при вспенивании моющих средств). В итоге поры получаются закрытыми (газ не находится под избыточным давлением и не стремится выйти наружу). Эти блоки более плотные, прочные, имеют значительно меньшую гигроскопичность, и вполне могут использоваться для строительства жилых и подсобных зданий, в том числе и гаражей.
Полученный пенобетон нарезают на строительные элементы различных размеров. Для возведения стен чаще всего применяют блоки – параллелепипеды со сторонами 600 × 300 × 200 мм. Для внутренних перегородок можно применять так называемые полублоки – 600 × 300 × 100 мм.
Стандартная упаковка пеноблоков — по 30 или 40 штук на поддоне
Современные технологические линии позволяют выпускать блоки с высокой геометрической точностью – погрешность в размерах у качественной продукции не должна превышать 1 – 2 мм.
Некоторые разновидности пеноблоков снабжены на торцах замковой пазо-гребневой частью. Такой материал, безусловно, дороже, но процесс кладки значительно упрощается.
По технологическому предназначению пенобетонные блоки разделены на три категории:
- Термоизоляционный, марки D400 – D500 (число после буквы D обозначает плотность материала – кг/м³). Класс по прочности на сжатие невысок, а по морозостойкости – вообще не нормируется, так как для открытых работ такой материал не применяют, и для строительства гаража он не подойдет.
- Конструкционно-термоизоляционный пенобетон имеет значительно большую универсальность. Его марка по плотности – от D600 до D1000, по прочности – от М25 до М100 (число – способность выдержать механическую нагрузку в кг/см²), а класс морозоустойчивости 0 от F15 до F75 (количество гарантированных циклов глубокого промерзания и оттаивания безо всяких потерь прочностных качеств). При этом уровень его теплопроводности невелик. Так, один из самых применяемых в частном строительстве пенобетон D800 имеет показатель теплопроводности всего 0,18 Ккал/м³×ºС.
- Конструкционный пенобетон применяют исключительно для возведения элементов строения, так как термоизоляционные качества его уже не столь хороши. Тем не менее, и они превосходят, например, обычный кирпич практически вдвое. Плотность конструкционных блоков составляет 1100 – 1200 кг/м³, марка прочности доходит до М150 ÷ М170. Если термоизоляция стен не является определяющим фактором, то такой вид блоков отлично подойдет для возведения гаража.
Основные преимущества строительства я гаража из пеноблоков:
- Невысокая плотность материала значительно облегчает саму конструкцию гаража. Можно обойтись неглубоким ленточным фундаментом.
- Блоки удобен в работе из-за небольшой массы – не требуется подъемной техники или чрезмерных физических усилий. Вместе с тем, крупные их габариты ускоряют процесс возведения стен.
Пенобетон легко поддается обработке
- Пенобетон легко обрабатывается – сверлится, режется, фрезеруется, без применения какой-либо специального оборудования.
- Материал чист с точки зрения экологии, не загрязняет окружающей среды и не несет опасности живым организмам.
- Закрытые поры пенобетона позволяют выкладывать стены практически с уровня земли, без высокого цоколя.
- У пенобетона – отменные шумопоглощающие свойства, что особо важно для таких технических построек, как гаражи.
- Блоки из пенобетона не дают большой усадки после строительства – уже через 3 ÷ 4 недели можно проводить внешнюю отделку, не опасаясь за ее целостность.
Есть у этого материала и определенные недостатки, которые обязательно нужно учитывать:
- Достаточно высокое влагопоглощение делает обязательным внешнюю отделку стен с созданием защиты от атмосферных осадков.
- Существуют определенные сложности с использованием крепежных элементов – не все дюбеля хорошо держатся в пенобетонной стене. Впрочем, найти нужные — особого труда не составляет.
Гвозди или обычные дюбеля плохо держатся в пенобетонной стене — потребуется специальный крепеж
- Пенобетонные блоки не отличаются хорошей паропроницаемостью, поэтому обязательно продумывается вопрос тщательной вентиляции помещения, чтобы в нем не создавалась сырая атмосфера.
Видео: что нужно знать о пеноблоках
Цены на строительные блоки
Строительные блоки
Строительство гаража из пеноблоков – этапы работ
Весь процесс возведения гаража разбивается на несколько этапов:
- Составление проекта, проведение расчетов потребного количества стройматериалов.
- Устройство фундамента. На этом же этапе нередко сразу решают вопрос с покрытием пола гаража и оборудованием смотровой ямы.
- Возведение стен гаража, установка ворот.
- Обустройство крыши.
- Внешняя и внутренняя отделка стен, обустройство вентиляции.
Составление проекта гаража, подготовка материалов
Без продуманного проекта начинать строительство даже столь несложного здания, как гараж, нельзя. Получить этот документ можно несколькими способами:
- Немало типовых проектов размещено в интернете. Сложность, однако, в том, что они когда-то были разработаны под определенные критерии местности и запросы заказчиков, и могут не в полной мере отвечать реально существующим условиям.
- Самый правильный путь – обратиться в специализированную проектную организацию, работники которой проведут все необходимые геодезические и архитектурные расчёты. Основной недостаток такого подхода – подобные услуги стоят немалых денег.
- Оптимальным видится решение взять одну из готовых разработок, максимально подходящую к существующим условиям, учесть свои предпочтения и пожелания и постараться исполнить итоговый проект самостоятельно. Здесь вовсе не обязательны чертежи, исполненные с соблюдением всех графических правил – важно четкое понимание объемов и последовательности всех предстоящих работ.
Оптимальными размерами гаража считаются 6 на 4 метра Проект должен иметь точную привязку с участком, выделенным под гараж, с учетом планируемых габаритов строения, внутреннего его устройства. Сразу продумывается функциональность помещения – будет ли это просто бокс для размещения автомобиля, или же там возможно устроить небольшую мастерскую со стеллажами под инструмент, верстаком, иным оборудованием.
- Сразу планируется конструкция крыши. Если она будет односкатной, то для обеспечения уклона необходимо предусмотреть разницу в высоте стен.
- Толщина стен при строительстве из пеноблоков может быть также различной. Для центральных или южных регионов часто достаточно толщины в 200 мм (без учета внешней отделки). Таким образом, каждый блок закроет площадь 600 × 300 мм = 0,18 м². Если гараж возводится в климатическом поясе с суровыми зимами, то тогда лучше сделать стену толще – в 300 мм, и, соответственно, размещенный таким образом блок уже будет составлять всего 600 × 200 мм = 0,12 м².
Исходя из этого, несложно рассчитать потребное количество блоков. Вычисляется общая площадь стен с вычетом проема ворот и окон (если они планируются). Затем полученное значение останется разделить на площадь одного блока в выбранном положении, чтобы определить нужное количество. Обычно к полученному результату прибавляют 10% резерва.
Стандартная заводская упаковка пенобетонных блоков – 40 штук на поддоне. Несложный подсчет показывает, что это составляет 1,44 м³ по объему, 7,2 м² при толщине стен 200 мм или 4,8 м² при стенке в 300 мм. Нетто-массу упаковки несложно определить, умножив 1,44 на марку плотности выбранного материала – это может понадобиться при планировании транспортной доставки пенобетонных блоков.
- Для заливки фундамента и устройства пола гаража потребуются обычные ингредиенты бетонного раствора – цемент (не ниже М400), песок, гравий. Армирование этих конструкций подразумевает использование арматуры сечением 10 – 12 мм. Кроме того, потребуется арматура и для усиления стеновой кладки – здесь достаточно диаметра 8 мм.
- Для создания гидроизоляции между фундаментом и стенами необходим рулонный материал. Обычно используют качественный рубероид, но еще лучше будет применить гидростеклоизол, который укладывается на слой битумной мастики.
- Отдельный разговор про кладочный раствор. Можно, конечно, использовать обычный, цементно-песчаный, но это потребует достаточно толстых швов между блоками, а это – стабильные «мостики холода», через которые тепло из помещения будет быстро выходить наружу. Уникальность работы с пенобетоном именно в том, что есть возможность применять специальный строительный клеевой состав. В этом случае швы не превысят 2 ÷ 3 мм по толщине, а стена будет получаться исключительно ровной.
Один из видов строительных клеев для пеноблоков В состав этого клея входят специальные добавки, которые придают ему высокую адгезию с ячеистым бетоном, создают очень прочное сцепление блоков. При выборе обязательно следует обратить внимание на то, чтобы приобретаемый клей был предназначен для наружных работ, то есть обладал должной морозоустойчивостью.
Цена клея на должна пугать, хотя она, безусловно, выше, чем у простого бетонного раствора. Однако, расход снижается в 6 – 7 раз, и в итоге достигается общая экономия минимум в 2 раза.
Важное замечание – работа с использованием клеевого состава будет возможна, если приобретены качественные пенобетонные блоки, с выдержанными геометрическими размерами, иначе все преимущества просто сводятся к нулю.
Разбивка на местности. Заливка фундамента
Если проект готов, можно переходить к перенесению плана гаража на местности.
По углам будущего строения вбиваются колышки, между которыми натягиваются шнуры. Тщательно выверяется прямизна всех углов. Следует сразу же, непосредственно на месте, еще раз оценить расположение гаража, отсутствие помех для открывания ворот, подъездной путь и другие важные нюансы.
Пенобетон – материал достаточно легкий, так что в условиях стабильного грунта вполне хватит неглубокого ленточного фундамента.
- По периметру будущего строения отрывается траншея глубиной 700 мм и шириной на 200 ÷ 300 мм больше, чем планируемая толщина стены.
- На дно насыпается песчаная подушка толщиной 100 мм, тщательно утрамбовывается. Сверху нее аналогичным образом укладывается гравийный слой.
- Устанавливается опалубка. Высота цоколя над уровнем земли в нижней точке может быть 150 ÷ 200 мм. Очень важно максимально точно выставить горизонтальный уровень цоколя – при работе с пеноблоками это имеет особое значение.
- Внутрь опалубки простилается гидроизоляционное покрытие (например, полиэтиленовая пленка), так, чтобы края выходили вдоль стенок наверх наружу. После этого устанавливается армирующий пояс – обычно это 4 арматуры, расположенные прямоугольником и связанные между собой перемычками.
- Заливается обычный бетонный раствор, производиться тщательное выравнивание поверхности. Срок застывания и набора прочности – не менее 3 ÷ 4 недель.
Одновременно с фундаментом можно залить и пол в гараже
- Одновременно с заливкой фундамента можно предусмотреть и обустройство пола в гараже — отсутствие стен значительно упростит этот процесс. Общая толщина армированной стяжки, без учета песчано-гравийной подушки, должна составлять не менее 100 мм, так как покрытие должно свободно выдерживать значительные нагрузки от веса автомобиля.
Отсутствие стен облегчит земляные работы по обустройству смотровой ямы
- На этом же этапе, необходимо продумывать и обустройство смотровой ямы, если она планируется. Ее глубина должна быть около 1,8 м, ширина – 0,9 – 1,0 м. Стенки ее можно либо выложить кирпичом, либо поэтапно залить бетоном с обязательным армированием, постепенно перемещая опалубку вверх. Края смотровой ямы обрамляются металлическим уголком, который будет одновременно служить и своеобразным маяком при заливке стяжки пола.
Если грунты на участке нестабильные, пучинистые, то ленточного фундамента может быть недостаточно. Пенобетонные блоки не любят нагрузки на излом, и при проседании или колебании грунта могут дать трещину.
В этом случае можно избрать один из следующих вариантов:
- Залить сплошной «плавающий» фундамент – монолитную плиту, на которой будет вестись все дальнейшее строительство. Правда, в этом случае придется сразу отказаться от смотровой ямы или подвала.
Комбинированный усиленный фундамент для нестабильных грунтов
- Углубить ленточный фундамент и усилить его сваями, создав комплексную конструкцию основы. Один из вариантов показан на прилагаемом рисунке:
К дальнейшим работам приступают только после полного застывания и созревания бетона.
Возведение стен гаража
С этого этапа начинается, собственно, работа с пеноблоками.
- Прежде всего, надо определиться, как будут устанавливаться ворота.
— Если они уже готовы, то можно выставить их в предназначенном месте, со строгим соблюдением вертикальности и горизонтальности общей конструкции. Ворота фиксируются деревянными распорками. По мере поднятия стен они будут вмуровываться в них. Для этого на их стойках перпендикулярно привариваются отрезки арматуры длиной до 500 мм, с тем расчетом, чтобы они приходились на швы между рядами блоков.
Готовые ворота можно заранее установить на подпорки, до возведения стен
— Если ворота планируется устанавливать позднее, то для них просто оставляется проем требуемой высоты и ширины.
- Верхний срез фундамента покрывается слоем битумной мастики, на которую наклеивается гидроизоляция – стеклогидроизол или рубероид. Это создаст отсечку для капиллярного проникновения на стены грунтовой влаги.
Первый ряд укладывается на гидроизоляционный слой
- Первый ряд пенобетонных блоков всегда укладывается на цементный раствор. Начинают кладку от угла, обязательно — с самой высокой точки. Главная задача – устранить возможные погрешности горизонтальности фундамента и выйти на единый уровень по всему периметру стен. Для контроля между установленными угловыми блоками натягивают шнуры, которые выверяют по водному или лазерному уровню.
- Если требуется подрезка блоков по длине, это легко делается обычной ручной ножовкой с крупным зубом. Можно применить для этих целей и бензопилу, но с соблюдением правил особой предосторожности.
- Следующие ряды выкладывают на строительный клей. Для этого он разводится и перемешивается в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией с помощью миксера или насадки на электродрель. После перемешивания раствору необходимо дать выдержку не менее 5 минут. При разведении раствора следует избегать избыточного его количества – необходимо, учитывать, что «срок жизни» готового клея может быть ограничен – это указано в инструкции.
- После выкладки полностью первого ряда и предварительного схватывания раствора, проводят армирование:
— Вдоль всей кладки вырезаются два параллельных штроба. Расстояние от края блоков — не менее 60 мм, глубина канавки – 15 ÷ 20 мм. Для их проделывания можно воспользоваться специальным инструментом – штроборезом, либо обычной «болгаркой» с кругом для камня.
Прорезание штробов для армирования кладки
— После проделывания штробов они тщательно вычищаются от пыли с помощью щетки и наполовину заполняются строительным клеем. Затем в них укладывается и утапливается арматура Ø 8 мм. При этом углы армируются обязательно целым прутком, который изгибается под углом в 90º. Перехлёст соседних прутов арматуры делают не менее 300 – 400 мм.
Укладка арматуры
— После укладки арматуры штробы полностью заполняются раствором, который разравнивается до уровня поверхности блоков.
После укладки арматуры штробы полностью заделываются раствором
- Далее, производят кладку второго ряда. Блоки устанавливаются «в перевязку», со смещением примерно на половину длины (но не менее, чем на 100 мм).
Примерная схема перевязки блоков при кладке стен
- Перед укладкой каждого следующего ряда поверхность обязательно проверяется на ровность. Если выявлены даже незначительные бугорки, их следует убрать с помощью терки или даже рубанка. После этого плоскость тщательно очищается от пыли и обильно смачивается водой – на мокрые пеноблоки клей ляжет значительно легче и равномернее, без образования «катышков».
Нанесение клеевого состава с помощью кельмы
- Клеевой раствор наноситься с помощью кельмы – специального инструмента, позволяющего равномерно распределить его по поверхности тонким слоем с созданием необходимых бороздок. Если пеноблоки не имеют пазо-гребневого замка, то они промазываются клеем с трех сторон – в горизонтальной и двух вертикальных плоскостях. При наличии замков раствор наносится только в горизонтальной плоскости. Слой раствора не должен превышать 3 мм – этого вполне достаточно для надежного соединения.
Блоки без пазо-гребневого соединения промазываются клеем в двух плоскостях
- После установки блока на место он тщательно выравнивается по вертикали и горизонтали, прижимается вручную или простукиванием резиновым молотком. Выступивший излишек раствор снимается, швы сразу же заштукатуриваются этим раствором вровень с поверхностью возводимой стены.
- Кладка продолжается таким же образом, с обязательным периодическим армированием:
Где еще необходима укладка армирующего пояса — Рекомендовано проложить второй пояс между 2 и 3 рядами, а затем – через каждые 4 ряда.
— Обязательно прокладывается пояс под окнами, ниже их на 1 ряд.
— Армируется область установки перемычек над окнами, дверями, воротами.
— Если планируется заливка общего бетонного пояса поверх стен, то также проводится аналогичное армирование.
- Перемычки над воротами или оконными (дверными) проемами можно залить из бетона, устроив опалубку на деревянных подпорках. Можно поступить и иначе – вмуровать в раствор швеллер соответствующей ширины или, применимо к окнам и дверям, сварную конструкцию из двух уголков с перемычками, а затем продолжать кладку пеноблоков по этой металлической опоре. При этом придется несколько срезать блоки по высоте, чтобы не нарушить ровность верхнего среза общего ряда кладки.
Перемычки над воротами и дверями
- В случае, если планируется возведение двускатной крыши, можно продолжить кладку для создания переднего и заднего фронтона.
- Необходим ли общий железобетонный армирующий пояс по верхнему обрезу возведенных стен? По большому счету, он никогда не помешает – придаст строению дополнительную прочность. Кроме того, к нему намного удобнее и надежнее будет крепить мауэрлат для конструкции крыши. Если над гаражом планируется помещение (жилое или техническое), то армопояс является обязательным. Но когда принято решение о простой односкатной крыше, можно обойтись и без него.
Для армопояса готовится опалубка высотой 200 — 300 мм, укладывается арматура (4 прутка, расположенных прямоугольником) и заливается бетонный раствор.
Видео: особенности кладки пеноблоков
Устройство крыши над гаражом
Подробнее о возможных вариантах обустройства крыши рассказано в соответствующей статье нашего портала. Здесь же – только несколько советов по монтажу самой простой, односкатной крыши.
Уклон кровли может быть, как уже говорилось, предусмотрен еще на стадии возведения стен – планируется скат назад либо в одну из боковых сторон. Есть возможность поступить и иначе, соорудив деревянную конструкцию, обеспечивающую скат при одинаковом уровне стен.
Для ската крыши можно соорудить деревянную конструкцию
Абсолютно бессмысленно будет возводить утепленные стены из пенобетона, если односкатная крыша будет представлять собой тонкий кровельный настил, не имеющий должной термоизоляции. Поэтому очень часто прибегают к следующему способу ее обустройства:
- В направлении ската монтируют двутавровые балки, закрепляя их на верхний обрез стен или на мауэрлат. Расстояние между балками – не более 800 мм. Кроме того, они должны выходить за поверхность стен на 250 ÷ 300 мм, для создания козырька, защищающего стены от осадков.
- Оставшиеся проемы между двутавровыми балками можно заложить кирпичной кладкой.
- На нижнюю полку двутавра укладываются доски толщиной 30 ÷ 40 мм. Поверх них настилается слой рубероида, с таким расчетом, чтобы с каждой стороны он поднимался вверх на 100 мм.
- Засыпается сухой утеплитель – шлак или керамзит, а поверх него можно уложить арматурную металлическую сетку.
- Затем заливается легкая стяжка, толщиной не более 30 мм. Раствор должен быть достаточно густым, чтобы обеспечить нужный уклон кровли.
Поверх залитой бетонной стяжки на крыше наплавляют мягкую кровлю из рубероида
- После застывания стяжки она закрывается мягкой кровлей. Для начала проводится промазка гудронной мастикой, а затем методом наплавления настилается рубероид. Полосы укладываются поперек ската, начиная с нижнего края, так, чтобы каждый последующий лист находил на нижележащий на 100 мм.
Внешняя и внутренняя отделка стен, вентиляция
Как уже говорилось, особенности пеноблоков таковы, что стены из них нуждаются в обязательной дополнительной отделке. В выборе конкретного способа никаких ограничений нет – на них отлично ложится любая штукатурка, фасадная краска и т.п. Можно устроить декоративную облицовку из стеновых панелей, плитки или сайдинга. Внутри гаража также можно ограничиться слоем штукатурки с последующей отделкой любым доступным способом, либо закрыть стены листами влагостойкого гипсокартона.
Для нормального воздухообмена требуется создание вентиляции. Устраивать принудительную систему вентилирования – наверное, слишком большая роскошь для гаража. Вполне достаточно будет естественной циркуляции воздуха. В стене из пеноблоков не составит труда прорезать отверстия на разном уровне – у поверхности пола и, на противоположной стороне – под потолком. Туда можно установить вентиляционные решетки, снабдив их регулируемыми заслонками, чтобы можно было изменять интенсивность воздушного потока в соответствии со временем года и установившейся погодой.
Итак, строительство гаража из пеноблоков является вполне выполнимым делом для среднестатистического хозяина участка. Безусловно, потребуется мобилизация всех своих сил и стараний, повышенная аккуратность в работе и четкое соблюдение последовательности технологических операций. Тем не менее, такое строительство относится к наименее затратным, позволяющим возвести капитальный гараж в самые сжатые сроки.
Читайте подробную информацию с инструкцией в нашей новой статье — «Строительство дома из пеноблоков своими руками».
Крыша: бюджетное решение
После заливки армопояса, газобетонные стены способны нести крышу любого типа; ее сооружение не имеет никаких специфических особенностей.
Автор позволит себе упомянуть лишь одно решение, интересное своей предельной дешевизной:
- Армопояс не заливается;
- Один-три верхних ряда кладки срезаются наискось, образуя уклон не менее 5 градусов;
- В газобетоне выбираются прорези под кровельные балки;
- Пропитанные антисептиком балки вмуровываются в прорези на обычный цементно-песчаный раствор;
- По уложенной на балки обрешетке укладывается кровля (как правило, из металлочерепицы, которая исключает затекание воды при небольших уклонах благодаря поперечной волне).
На фото — самая простая и дешевая конструкция крыши: балки вмурованы в стены
Внешняя отделка
Газобетон обладает исключительно высокой паропроницаемостью. Если гараж не отапливается и используется только по прямому назначению, этим фактором можно пренебречь: в нем просто-напросто нет источников влаги. А вот в гараже с обитаемыми помещениями, или в доме с гаражом из газобетона, паропроницаемость внешней отделки должна быть как минимум не ниже паропроницаемости материала стен.
Справка: влажность в обитаемом отапливаемом помещении, в холодное время года выше, чем на улице. Если паропроницаемость внешней отделки ниже, чем у стен, под ней будет конденсироваться влага. Сырые стены быстрее разрушаются и теряют больше тепла.
Чтобы стена была сухой, ее паропроницаемость не должна уменьшаться изнутри наружу
Именно поэтому, для внешней отделки строений из газобетона используются:
- Вентфасады (виниловый и металлосайдинг, профлист и т.д.);
Внешняя отделка гаража виниловым сайдингом
- Штукатурки с повышенной паропроницаемостью, предназначенные для газо- и пенобетонных блоков.
Паропроницаемая штукатурка для газобетона