Что представляет собой холодная битумная мастика? Чем она отличается от горячей, и в каких целях ее можно использовать? Я расскажу про основные свойства этого изоляционного материала и область его применения. Это позволит вам самостоятельно подобрать для себя наиболее подходящий вариант гидроизоляции.
Мастика битумная холодного применения — универсальный современный гидроизоляционный материал
Битумная мастика сегодня: виды и новинки рынка
На сегодняшний день битумная гидроизоляция в РФ – один из самых емких и популярных сегментов рынка. Причем куда более значимый, чем рынок цементных и полимерных составов, и даже универсальной жидкой резине пока до этого далеко. Все дело в особых свойствах битума: отличная адгезия почти к любому материалу и полная водонепроницаемость.
Все это благодаря тому, что битумные герметики непористые, а потому воде в них просто некуда проникать. При этом битум эластичный и прочный, и отлично себя показывает в ситуациях динамической нагрузки (когда шов слегка сжимается и расширяется введу изменения температуры).
Благодаря современных технологиям сегодня выпускают битумную мастику, шпатлевку, праймер и герметики. Причем неопытный человек сходу может растеряться при выборе и не знать, для какой задачи что предназначено. Поэтому советуем вам для начала посмотреть это видео, которое поможет разобраться, как отличить мастику от ее производных:
Современная битумная мастика для кровли – это пластичный гидроизоляционный материал, который производят на основе синтетической и органической основе с добавками. Благодаря тому, что их состав был модифицирован современными химическими и органическими соединениями, хорошо переносят жару и мороз.
Во все времена битумная мастика для гидроизоляции отличалась от других аналогов тем, что ее разрешено наносить на ржавую или влажную поверхность. А качественная мастика хороша прежде всего тем, что быстро высыхает и содержит армирующие волокна. Зачем они нужны? Позволяют компенсировать сильные колебания.
Все поставляемые на рынок битумные мастики делятся по своему составу на такие виды:
- По исходному материалу мастика делится на битумно-резиновую, битумно-эмульсионную, битумно-полимерную или чисто битумную.
- По разбавляющему составу мастики делятся на водные, с органическими растворителями или жидкими органическими веществами.
- По характеру отверждения – на отверждаемые и неотверждаемые (да, есть и такие!).
- По своему назначению – на приклеивания рулонных или других видов кровли, и для обмазывания и устройства гидроизоляции.
- По способу нанесения: горячие (или предварительно подогреваемые) и холодные, которые подогревать не нужно, т.к. в них есть летучие эмульсионные составы. В качестве таких составов используется мазут, разные нефтяные масла, керосин, бензин и лигроин.
И вся эта приведенная информация по видам важно не только специалистам, но и простым обывателям, которые приобретают мастику для ремонта крыши своего дома. Ведь от вида зависит то, как наносить мастику, в каких условиях с ней можно работать и как именно она поведет себя в будущем!
Виды мастики по методу нанесения: холодные и горячие
Вы наверняка уже слышали про то, что битумные мастики есть «горячие» и «холодные». Первые следует предварительно разогревать на огне, а вторые наносят сразу на поверхность без какой-либо предварительной подготовки. И у обоих мастик практически разная сфера применения:
Так, горячие чаще всего используют для приклеивания рулонных материалов, битумным или дегтевых. Также такой мастикой склеивают между собой многослойный кровельный ковер. Поэтому к составу есть свои важные требования: быть полностью однородным и оставаться твердым в нормальном диапазоне температур.
При этом важно, чтобы и при 100°С мастика не изменяла однородность своего состава и не вспенивалась, а при нагревании в процессе монтажа до стандартных 160-180°С легко растекалась по поверхности и образовывала слой до 2 мм. Понятно, что горячую мастику на вертикальные элементы крыши не льют – нет смысла.
Вот как раз для этой задачи и нужны холодные мастики. Их изготавливают на основе битумных паст с применением жидких вяжущих веществ. Для асфальтовых мастик это вода, а для кровельных масла, лигроин или керосин (в основном).
В этом плане холодные мастики также делят на продукт физического или химического отверждения. В первом случае высыхание идет за счет того, что испаряется вода или растворитель, во втором – благодаря внутренним химическим процессам. На что это влияет? На запах, ведь если из мастики выходит растворитель, это будет существенно ощутимо.
Мастики на воде и растворителе сразу готовы к применению и особенно ценятся в качестве обмазочной гидроизоляции. Их считают безопасными в плане пожара или ожогов.
Еще один плюс: мастики на растворителях разрешено использовать при отрицательной температуре, хотя и не рекомендуется, ведь тогда битум становится вязким и проблемным в нанесении. Кроме того, при температуре меньше 0°С на любой обрабатываемой поверхности уже есть лед, хотя и не всегда заметный для глаз, а это значительно ухудшает адгезию. Да и времени на высыхание мастики уже понадобится значительно больше.
Холодные мастики тоже применимы для склеивания кровельных и гидроизоляционных материалов, как и для обмазочной гидроизоляции. Также ими удобно заполнять деформационные швы на крыши. В отличие от горячей, холодную мастику наносят слоем в 1 мм.
Стоит ли говорить, насколько удобнее работать с холодной мастикой, в отличие от горячей! Но в любом случае и горячая, и холодная мастика образовывают сплошное, монолитное и бесшовное покрытие.
Просто битумная мастика холодного применения более экологична, а потому ее чаще используют во внутренних помещениях дома, не беспокоясь о взрывоопасности и пожаре. Но, т.к. воды в такой мастике нет, то битумная эмульсия при отрицательных температурах ведет себя неустойчиво (говоря простым языком, разлагается). А потому работать с ней можно только при температуре выше, чем 5-10°С.
Виды мастики по содержанию: эластичность vs. устойчивость
Качество мастики напрямую зависит от того, какие вещества в ней содержатся помимо битума: смолы, минеральные масла, парафин, карбен и карбоиды, или асфальтогеновые кислоты. Наиболее популярные такие виды:
Начнем с битумно-каучуковой мастики, которая хороша тем, что не содержит растворителей. Для крыши она не очень подходит, больше для подвалов и гаражей, когда нужна только легкая гидроизоляция.
Появилась также такая революционная формула, как соединение битумо со смолой. Это тиксотропный состав у битумных мастик, который обладает замечательными антикоррозийными и антигравийными свойствами. Настолько, что успешно применяется для защиты днища автомобиля от попадания острых камней!
Именно благодаря тиксотропным свойствам мастика и не будет стекать с вертикальных поверхностей. Поэтому для неровной и проблемной поверхности кровли берут мастику с такими свойствами – это важно!
В итоге получается плотное и эластичное покрытие, наиболее стойкое к растрескиванию от мороза среди всех других вариантов. Причем тиксотропная мастика ко всему еще и способна затягивать трещины своего слоя до 5 мм, так сказать, «заживлять».
Быстро набирает также популярность эластичная битумно-каучуковая мастика, которая поставляется в виде густой замазки. Все дело в том, что она насыщена армирующими волокнами. Такая мастика идеально подходит для ремонта царапин и трещин кровельного покрытия, а также уплотнения между кровлей и цементом.
Используют ее также для так называемой тяжелой гидроизоляции фундамента (по европейской классификации). А благодаря наличию каучука мастика поверхность получается эластичной, легко компенсирует подвижности поверхностей до 5 мм. Еще один приятный бонус: высыхает такая мастика всего за 3-4 часа. Посмотрите, как отличается такая мастика (слева) от обычной (справа) по своей густоте и консистенции:
Есть и такой вид, как битумно-полимерная мастика – «жидкая резина», как ее ошибочно называют в народе ( у того материала совсем другой химический состав). Такая мастика по густоте такая же, как и каучуковая. И замечательно подходит для заделки швов:
У битумно-полимерной мастики – отличные показатели по растяжению и эластичности, что заметно даже при ее нанесении еще в сыром виде:
И, наконец, новинка рынка – битумно-алюминиевая мастика. Это качественная каучуковая эмульсия, наполненная пигментом алюминия.
Добавки в мастику для кровельных работ
Специалисты, отвечая на вопрос, чем разбавить битумную мастику для кровли, рекомендуют кроме растворителей добавлять также резиновую крошку. Такое покрытие будет прочным и долговечным. А наносить его можно на любые типы поверхностей. Приготовленный таким образом материал выдерживает механические нагрузки, удары и вибрации.
Если добавить в сосав каучук, то можно приготовить холодную смесь, не требующую подогрева. Кроме высоких гидроизоляционных свойств, материал приобретает и антисептические характеристики вместе с высокой теплостойкостью.
Также для кровельных работ можно добавить в мастику и жидкий латекс в виде эмульсии. Это не что иное, как синтетический каучук. Продукт предельно прост в приготовлении и нанесении, имеет отличные эксплуатационные характеристики. Смесь идеально подходит для кровельных работ.
Вопросы качества: почему иногда мастики не застывают
Наверняка вы уже не раз слышали о том, с какими проблемами иногда сталкиваются кровельщики: порой мастики не сохнут (вообще!), трудно наносятся, издают невыносимый запах и стекают.
Все дело в том, что в нашей стране все битумные мастики условно делят на три ценовых сегмента. По сути, все характеристики битумной мастики напрямую зависят от того, в какой ценовой политике она находится, и кто ее производитель.
Премиум-сегмент, в который входят продукты от отечественного и иностранного производителя, это качественные мастики, долговечные и морозостойкие. Часть из них даже модифицированы SBS-каучуком. Быстро высыхают и отлично держатся, потому что изготовлены на основе битума марки не ниже БН 70/30.
К слову, чтобы вы немного разбирались в качестве приобретаемой мастики, подскажем вам расшифровку этого значения: 70 здесь означает теплостойкость (температуру размягчения), а 30 – то, при какой температуре в мастику способна проникнуть игла (механическая стойкость). И, наконец, мастики премиум-класса содержат относительно нетоксичные нефтяные растворители.
Битумные мастики среднего ценового сегмента сегодня производят семь известных российских производителей. Откровенно говоря, это мастики среднего качества, на основе битума начиная с марки БН 50/50, изредка с добавками каучука. В них используются дешевые нефтяные растворители, а потому обмазанная поверхность будет сохнуть 24-72 часа на каждый слой. Вот именно от этих мастик идет такой неприятный резкий запах.
Но совсем негативную репутацию получили самые дешевые мастики, которые, как говорится, бросают тень вообще на весь сегмент битумной гидроизоляции. Они вообще не отвечают ни одному требованию ГОСТов, и похожи на обычные мастики только цветом.
Именно эти мастики почти не сохнут и совершенно бестолковые в качестве ремонтируемого материала. Откуда такие вообще берутся, спросите вы? На самом деле, у них тоже есть своя сфера применения. Изготавливают такие мастики из всего одной фракции нефти, называемой гудроном, и в качестве добавки доливают немного настоящего строительного битума.
В итоге такая мастика даже после отверждения стекает с поверхность с углом наклона 30° (что совсем немного), сохнет больше недели и все равно остается липкой, и каждый сезон требует своего обновления. Поверхности дешевые мастики вообще не склеивают, токсичны и издают ужасный запах.
А самое печальное в том, что в итоге, если вы решите перемазать все заново нормальной мастикой, эту придется соскабливать вручную до нуля. Почему нельзя оставить? Дело в том, что у плохих мастик такая же и адгезия, и заливка новой полости под ней не заполнит.
Вот как выглядит такая мастика через год после нанесения:
Дело в том, что к кровельной битумной мастике предъявляются повышенные требования по морозостойкости и атмосферостойкости. Вот почему именно эту категорию специально дополнительно модифицируют таким эластомером, как SBS – бутадиен-стирольным каучуком.
Это позволяет мастике не растрескиваться со временем, особенно в периоды мороза. Учитывают ли все эти особенности производители дешевых мастик? Тот еще вопрос.
Стоимость
Цены, приведенные в таблице, актуальны весной 2020 года:
Марка | Цена в рублях |
Технониколь (резиновая) 10 л | 900 |
ГИДРИЗ-К 10 л (эмульсионная, модифицированная) | 839 |
Decken (не модифицированная) 1 кг | 49,5 |
Гидроизол (полимерно-битумная) 5 кг | 760 |
Мастиков (не модифицированная) 16 кг | 295 |
ООО Лантрек «Краскофф» (резино-битумная 20 кг) | 820 |
Битумная мастика Технониколь — качественное гидроизоляционное покрытие от отечественного производителя
Применение: где и когда нужна битумная мастика для кровли
Давайте перечислим основные сферы строительства, где сегодня применяют битумную мастику:
- Бесшовная гидроизоляция. Речь идет о гидроизоляции фундаментов и свай, а также обустройстве монолитной мастичной кровли).
- Ремонт и герметизация трещин в почти любой кровле, ремонт рулонных покрытий.
- Приклеивание кровельных материалов, как битумная черепица и рубероид, а также фиксация пенополистирола к фундаменту дома.
- Внутренняя гидроизоляция дома: подвали, санузлы и стяжки.
И это важный момент: битумные мастики применяются не только на кровле, но и для гидроизоляции фундамента, и далеко не всегда составы, разработанные для одной задачи, подходят для другой!
Устройство мастичной кровли
Битумную мастику еще в жидком виде наносят на основание, и в процессе застывания та образует собой прочную гидроизоляционную пленку без швов. Для кровли такое качество незаменимо. У кровли благодаря этому появляются защитные свойства, отличная гидроизоляция и высокая адгезия.
Хорошая мастика со временем не разрушается от ультрафиолетовых лучшей и не становится хрупкой от мороза:
Сразу оговоримся, что большинство профессиональных кровельщиков убеждены, что надежная битумная кровля невозможна без армирования. Одна из самых проверенных технологий – это укладка армирующей сетки.
Для этого нужно сначала хорошо очистить поверхность крыши, обработать ее праймером, уложить сетку и залить ее мастикой в два слоя:
Горячая мастика из битума применяется для укладки кровельной мембраны по такой технологии:
- Шаг 1. Первый слой мембраны укладывают на битум.
- Шаг 2. Делают надрез в месте шва.
- Шаг 3. Приложите поверх горячего битума ленту, тканевыми вставками вверх. Прижмите ее так, чтобы эти вставки с нижней стороны полностью пропитались битумом.
- Шаг 4. Теперь укладывают второй слой, так, чтобы мембрана покрыла 10-20 мм ленты. При этом под тканевые вставки мембраны льют горячий битум.
Главное при всем этом – личная безопасность, ведь горячая мастика способна оставить серьезные ожоги.
Ремонт кровли: описание процесса в деталях
Битумная мастика просто незаменима для срочного ремонта кровли. В этом случае любые другие материалы обычно не справляются, ведь постоянно идущий дождь доставляет немало проблем, а течь остановить нужно. Например, локальные повреждения на ондулине чаще всего ликвидируют именно битумной мастикой, которую дополнительно армируют стеклотканью.
Вот как чинят поврежденный участок кровли при помощи холодной битумной мастики:
- Шаг 1. Вздувшийся участок разрежьте крест-накрест и отогните края при помощи шпателя.
- Шаг 2. Внутрь поврежденного места нанесите достаточное количество мастики.
- Шаг 3. Прижмите края разреза к центру слоя.
По необходимости ставят новую заплатку и армируют ее дополнительно строительной сеткой:
Если ремонтировать нужно металлическую поверхность, тогда действуйте по такой инструкции:
- Шаг 1. Очистите металлические части кровли от ржавчины, органических загрязнителей и масляных пятен.
- Шаг 2. Наносите первый слой мастики кистью или широкой щеткой (лучше грубой).
- Шаг 3. Теперь – второй слой, при помощи кисти или напыления.
При этом следите за тем, чтобы все трещины и швы были заполнены и обмазаны, но при этом толщина одного слоя не превышала 4 мм.
Также мастикой обмазывают проходные элементы кровли:
Свойства, технические характеристики
Битумный гидроизоляционный материал имеет свои плюсы, но наряду с этим ему свойственны некоторые отрицательные качества. Положительные свойства:
- Эффективная защита от атмосферных осадков, грунтовых вод, различных видов конденсата.
- Устойчивость к воздействию агрессивных сред.
- Повышенная эластичность, а значит – исключение негативного влияния большого перепада температур и механических воздействий.
- Отсутствие швов.
- Возможность нанесения в холодное время года.
- Хорошая адгезия.
- Долговечность.
- Не требует высокой квалификации.
Гидроизоляционные мастики имеют ряд отрицательных свойств:
- Для сохранения технических характеристик необходима поляризация, что занимает лишнее время.
- При горячем нанесении требуется высокая квалификация персонала, специальное оборудование, дополнительное время. При производстве работ существует повышенная опасность.
Технические характеристики:
- Прочность сцепления с основанием (адгезия).
- Гибкость на брусе (эластичность).
- Относительное удлинение при разрыве.
- Водопоглощение.
- Водонепроницаемость (пенетрация).
- Температура размягчения сухого остатка.
- Массовая доля нелетучих веществ.
- Толщина слоя.
- Расход на один слой.
- Время высыхания одного слоя.
- Температура применения.
Неограниченные возможности материала
Сейчас часто встречаются ситуации, когда для закрепления пенополистирола к металлическим, бетонным, керамзитовым, деревянным поверхностям используют битумную мастику. Для горизонтальных плит используют груз, вертикальных – специальные подпорки.
В облицовке каминов также не обойтись без битумно-полимерного прочного, бактерицидного, долговечного, теплостойкого склеивающего материала.
Существуют также мастики, которые используют специально для ремонта дорог. Они работают на растяжение, сжатие, переносят температурные перепады, отличаются хорошей агдезией. Перед началом эксплуатации не нужно выдерживать большое количество времени – всего час, и все готово.
Резино-битумные, битумно-полимерная мастики используются для металлов, автомобилей. Но перед нанесением, как и во всех случаях, стоит поверхность хорошенько зачистить, промыть и высушить.
Каким бы прочным не считался такой материал как бетон, существует проблема просачивания сквозь микропоры влаги. Мастика также улучшает характеристики бетонных конструкций, заполняя все щели, трещины. Материал может быть приготовлен из твердых или же каучуковых битумов, разжиженных материалов.